Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Ноябрь 2017 (2)
    Октябрь 2017 (6)
    Сентябрь 2017 (6)
    Август 2017 (2)
    Июль 2017 (8)
    Июнь 2017 (6)

    Новости партнеров

    «Новая газета»: глава ЛНР Плотницкий уехал из Луганска в Россию
    Глава самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий покинул Луганск в составе автомобильного кортежа и уехал в Россию, сообщает «Новая газета».Прощание с Хворостовским пройдет 27 ноября
    Прощание с певцом Дмитрием Хворостовским состоится в Москве 27 ноября, сообщила ТАСС министр культуры Красноярского края Елена Мироненко.Умер певец: чем запомнился всему миру Дмитрий Хворостовский
    В возрасте 55 лет скончался оперный певец, драматический баритон, народный артист Дмитрий Хворостовский.

    Реклама

  • ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ

     Опубликовано: 24-04-2017, 22:22  Комментариев: (3)
    Автор статьи - Александр Карпенко

    ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ



















    Александр Николаевич Карпенко (1961г.р.) — русский поэт, прозаик, литературный критик, композитор, ветеран-афганец. Переводчик с языка афганской народности да́ри. Член Союза писателей России, Южнорусского Союза писателей и Союза Писателей XXI века. Член Российского отделения Международного ПЕН-клуба. Кавалер боевого ордена Красной Звезды и ордена «Звезда» (Афганистан). Лауреат премии имени Николая Островского. Лауреат журнала «Дети Ра».

    ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ

    Эльдар Ахадов, Бытие. М.,Издательские решения, 2017, 296 с.

    Эльдар Ахадов не перестаёт удивлять меня своими творениями. Казалось бы, только что у него вышла необыкновенная «Кругосветная география русской поэзии». И вот – новая книга, с явным философским подтекстом, который проступает уже в заглавии. Бытие – это то, что возвышается над бытом, как надстройка – над базисом; в то же время, со-бытийность всегда произрастает из самых простых, первоначальных движений души. Бытие – это духовная квинтэссенция человеческой жизни.
    Книга Эльдара Ахадова дерзновенна по замыслу. Автор предвидит, что не всё изложенное в книге, возможно, будет иметь тот отклик, на который ему хотелось бы рассчитывать, и причиной тому – новизна и непривычность некоторых мыслей. Книга написана на горячем градусе «последней правды», это качество способствует доверительной стремительности её прочтения. Эльдар Ахадов обладает нестандартной философичностью и теплотой души, свойственной очень немногим людям. И по мысли, и по чувствам у него всегда «жарко». Но именно это и придаёт ценность его произведениям! Авторское предисловие плавно перерастает у Ахадова в сюжетно-лирическое повествование. Читатель ещё осмысливает предисловие – а книга уже началась! Ахадов (думаю, скорее интуитивно) построил «Бытие» на контрастах. С одной стороны, это краткие сюжеты-изречения в стиле Паскаля и Ницше. С другой – полемические главы о Христе и его учениках. Причём самые бесспорные высказывания идут в начале книги –словно бы для того, чтобы мы затем поняли и приняли необычную трактовку евангелий. Конечно, сейчас трудно сказать новое слово: многое, если не всё, уже сказано до нас. И мы порой обречены на повторение мыслей наших предшественников – естественно, уже по-новому, современными красками. Но, читая «Бытие», постоянно сталкиваешься с высказываниями, которые, несомненно, являются авторскими открытиями писателя. Например, мне запомнилась миниатюра «Исполнители». О том, что кровавые замыслы любого тирана бессильны без людей, которые готовы исполнить его бесчеловечные приказы. И, наоборот, отсутствие таких людей выбивает у тирана почву из-под ног. То есть, граждане деспотии тоже в немалой степени ответственны за проливаемую в стране кровь.
    В отличие от Ницше, у которого была, по его собственному признанию, «злая мудрость», у Ахадова, безусловно, мудрость «добрая». Не случайно он пишет также и сказки. А сказочник не может быть злым по определению. Миниатюры, составившие первую часть «Бытия», читаются на одном дыхании, невзирая на большую плотность повествования. После каждого изречения хочется остановиться и немного подумать. Наверное, и пишутся такие мини-новеллы легко и свободно, как вдох и выдох. Это мысли о жизни, о мире, облечённые в поэтическую, афористичную форму. Это проза, про которую мы говорим, что она одновременно и философия, и поэзия. Лёгкость и музыкальность изложения являются несомненным достоинством произведений Эльдара Ахадова. Его краткие изречения скомпонованы по свинговому принципу. В предыдущей теме часто уже находится зародыш того, о чём пойдёт речь впереди. Невзирая на фонтанирующее разнообразие книги «Бытие», на мой взгляд, именно короткие изречения задают тон всей книге. Как хорошо сказано о вершинах в жизни человека! «…В действительности на вершине нет ничего. Все самое интересное либо внизу, либо гораздо выше... ». Много интересного сказано о природных стихиях. Например, вода у писателя «самоочищается» своим течением: никакая грязь не в силах её запятнать! И повсюду у Эльдара – поэзия! Всё дышит поэзией. У него поэзия – это не просто стихи, не просто поэтические изречения. Это – неотъемлемая часть мировоззрения. И за всем этим – какая-то невероятная доброта. Доброта, пожалуй, неведомая даже Толстому с его подставленной щекой. Ахадов никому ничего не подставляет. Он – просто любит этот мир, и никто не может лишить его вселенской любви ко всему живому и неживому. А какой парадоксальный, «анти-платоновский» взгляд у писателя на мысли о смерти! Что о ней думать? Надо жить и дарить себя другим. Тот, кто всё время думает о смерти, по мнению Ахадова – никакой не философ, а обыкновенный эгоист. А как зазвучали у Эльдара слова Сократа! Помните, «я знаю, что ничего не знаю»? А вот что говорит Ахадов: «И знаем мы не всё. И не всё, что мы знаем – истина». Так и хочется воскликнуть в душе: «Браво!» Настолько это точно и свежо.
    Писатель Ахадов – личность необычная, яркая и неповторимая. Душа и дух в нём равновелики, потому как дар сострадания возникает в сердце философа. У Ахадова мы встречаем очень интересный взгляд на мир – из вечности, которая будет уже после нас. Это, в сущности, «пастернаковский» взгляд из «Доктора Живаго», когда героя уже нет на этом свете, но он, тем не менее, есть. Жизнь продолжается, и что-то из писательского наследия продолжает резонировать с новым временем. Дети, внуки, творчество, идеи…
    Ахадов часто парадоксален, в хорошем, пушкинском смысле этого слова; его парадоксы, как правило, залегают на большой глубине. Это не какое-то научное мудрствование: он говорит о том, что близко всем и каждому. Его философия чувственна. Мне приходит на ум поздняя книга Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель», где автор так же глубоко пытался проникнуть в смысл жизни. Как у Экзюпери, так и у Ахадова это уже «итоговые» мысли, результат напряжённой духовной работы нескольких десятилетий. Эльдар Ахадов даёт свой ответ и на вечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват». Афоризмы и мысли плавно перетекают у писателя в рифмованные стихи, лишний раз доказывая, что для него, как выразился Вольтер, «все жанры хороши, кроме скучного».

    Огонь и вода

    И если я – вода, то пусть вода течёт
    Отсюда и туда, куда её влечёт
    Рыбацкое весло, наклон земной оси…
    Того, что истекло, вернуться не проси.
    И если ты – огонь, то пусть огонь горит.
    Смотри, как сквозь ладонь он с ветром говорит,
    Что даже без меня со мною ты везде,
    Как отблески огня в невидимой воде…

    Больше всего полемики в душе читателя вызывают те главы из книги Ахадова, которые посвящены жизни Христа и его апостолов. Большое достоинство поэта – не всё брать на веру; искать новые объяснения, казалось бы, хорошо известным событиям. И всё же, когда речь идет о лицах официальных конфессий, я предпочитаю позицию здорового консерватизма. Невозможно «переиграть» историю. Раз Иуде выпала неблаговидная роль ренегата и отступника, ничего с этим уже не поделаешь. Как и Эльдар Ахадов, в своё время делал попытку реабилитировать Искариота сподвижник Максима Горького Леонид Андреев. Но, думаю, даже, возьмись за это дело Достоевский и Толстой, оно не сдвинулось бы с мёртвой точки: самому гениальному писателю не под силу пошатнуть многовековую традицию догматического мышления. Вспоминаются строки из «Юноны и Авось»: «Авантюра не удалась. За попытку – спасибо». Эльдар Ахадов вычитал в Евангелиях строки, доказывающие невиновность Иуды. Но для меня это какая-то мистическая жертва. Иисус добровольно пошёл на смерть. А Иуда добровольно согласился стать единственным отступником, проклинаемым в веках. Хотя, по правде говоря, доносителем мог оказаться любой из апостолов, настолько революционными были мысли Христа. И любой из них мог оправдать свой поступок защитой интересов государства. Поэтому для меня даже странно, что предатель, согласно каноническим текстам, оказался только один.
    И в этом философском контексте у Ахадова появляются рассказы о малоизвестных фактах из жизни Пушкина, Лермонтова, Есенина, Гумилёва и других писателей-путешественников. Всё это очень интересно. Сама жизнь является путешествием сознания, состоящим из множества мини-новелл. Путешествия питают творчество поэта, и всё в душе начинает звучать как величественный гимн Жизни. Думаю, что «Бытие» – книга не одноразового прочтения. Для кого-то из читателей она может стать «настольной». Эльдар Ахадов совершил в своей жизни множество путешествий, забирался даже в далёкие латиноамериканские страны, Аргентину и Бразилию. «Мы бессмертны, пока живы», – говорит писатель. И хочется от всей души поздравить Эльдара Ахадова с новой книгой и пожелать ему новых незабываемых минут творчества.


    23.04.17

    Александр КАРПЕНКО

    ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ

    Ссылка на книгу "Бытие"
    Открыт сайт книги "Бытие" . На нем можно ознакомиться с откликами на книгу и ее содержанием. Желающие могут там же ее приобрести. Автор выражает глубокую благодарность своим учителям в мире литературы: Виктору Петровичу Астафьеву, Тимуру Касымовичу Зульфикарову, Алитету Николаевичу Немтушкину, Владимиру Абдул-Азим оглу Кафарову, Аиде Петровне Федоровой, Эдуарду Ивановичу Русакову, Сергею Даниловичу Кузнечихину...
    С книгой можно ознакомиться, кликнув по ссылке, расположенной под этим текстом над фотографиями.

    книга Эльдара Ахадова "Бытие"

    Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"














    Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"
    • Национальная литературная премия “Серебряное перо Руси” (2007) – обладатель,
    • Национальная литературная премия “Золотое перо Руси” (2007г.) - лауреат,
    • Национальная премия в области нравственности в искусстве “На благо мира”, номинация "Проза" (май 2012 г.) – лауреат,  
    • Национальная премия в области нравственности в искусстве "На благо мира", номинация "Поэзия" (декабрь 2012 г.) - обладатель,
    • Всероссийский литературный конкурс им. В. М. Шукшина “Светлые души” (2006г) - лауреат,
    • Всероссийский литературный конкурс “Святость материнства” (2010 г.) - победитель,
    • Всероссийский поэтический конкурс “Пророк Мухаммад -милость для миров” (2011 г.) - лауреат,
    • Всероссийский литературный конкурс “История России в семейных преданиях” (2011г.) – победитель,
    • Всероссийский фестиваль им. Валерия Грушина, номинация «Малая проза» (2011 г.) - победитель,
    • Всероссийский фестиваль им. Валерия Грушина, номинация «Поэзия» (2011 г.) - лауреат,
    • Конкурс на индивидуальный грант Губернатора Красноярского края (2008 г.) - обладатель,
    • Литературная премия «Золотой листопад» (Восточная Сибирь) за произведения для детей (2008 г.) – обладатель,
    • Конкурс произведений для детей «Галереи Златы Раповой» номинация «Проза» (2010 г.) - победитель,
    • Премия газеты «Поэтоград» (печатный орган Союза писателей ХХI века) за 2011 год – лауреат,
    • Всероссийский литературный конкурс "История России в семейных преданиях" (2012 г.) - победитель
    • Литературный конкурс нефтяной компании ТНК-ВР (2011г.) – три диплома лауреата и диплом победителя.
    • Региональная литературная премия за произведения о Крайнем Севере "Север - наш общий дом", номинация "Проза" (2012 г.) - первая премия 
    • Журналистский конкурс "Неизвестная Россия" (2014г.) - финалист  
    • Всероссийский литературный конкурс “Отец - отчество - Отечество” (2014г.) – победитель,
    • Международный литературный конкурс “Вслед за Путеводною звездой” (2016г.) – победитель,
    Конкурс на издание книги «Новые имена современной литературы» - победитель (2017),
    ПОБЕДИТЕЛИ. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
    Сразу предупреждаю: это не юридический документ, а обычные впечатления человека, побывавшего в необыкновенном месте с необыкновенными людьми: на Крымском мосту с победителями конкурса песен и стихов о нём. Ощущение от этих людей – самые светлые, какие только могут быть: каждый из них достоин отдельного рассказа. Ещё в Шереметьевском аэропорту мы, ощутив свою духовную близость, не сговариваясь, перешли на «ты».
    ЧЕРНЫШЕВ
    Высокий сухопарый Лёня Чернышев, судьба которого сама по себе без всяких побед в конкурсах достойна того, чтобы с глубочайшим уважением относиться к человеку, который в одиночку вырастил своих детей, был и остаётся для них и папой, и мамой, и нянькой, и наставником, и собеседником, и другом. Как он сокрушался, что ему не позволили взять их с собой на мост! Как звонил им домой в Иваново чуть ли не каждые полчаса, справляясь о каждом их шаге, что-то подсказывая, о чём-то напоминая. Этот человек – настоящий Мужчина и Отец с большой буквы. И, безусловно, от природы своей - личность весьма одарённая и неординарная. В то же время он очень прост и открыт в общении, готов помочь каждому, чем только возможно. Причём - не завтра или когда-нибудь, а сейчас и здесь, когда в этом есть надобность.
    КОБЗАРЬ
    Катюша Кобзарь поначалу из-за немногословности своей показалась мне несколько скованной. Однако, при прощании с нами Катя сумела так искренне выразить свою признательность всем, что у многих влажно заблестели глаза. Она была самой юной среди нас, тем не менее, в свои годы – это очень разносторонняя личность: Катя не только пишет изумительные стихи, но прекрасно рисует пейзажи, пробует себя в иконописи, в дизайне, в других творческих сферах. И всё у неё получается и талантливо, и своеобразно.
    ЗИМИН И ХИНЕВИЧ
    Конечно, невозможно не сказать хотя бы несколько слов о таком необычном тандеме авторов песни из Белоруссии как Валера Зимин и Иван Хиневич. Ведь они не просто авторы, создавшие песню, но и родня - тесть и зять. Ваня зовёт тестя уважительно – Михалыч. Валера отвечает не только за тексты песен, но и вообще – там, где нужно что-то сказать. Иван – композитор и исполнитель, лучше умеет выражать свою душу через мелодии и песни. Однако, насколько чиста эта душа, убедился лично после случая в кузнице, где Ваня подарил мне подкову на счастье, изготовленную тут же у меня на глазах. А я – подарил ему, потому что волшебные свойства подковы начинают действовать незамедлительно лишь в том случае, если она найдена или подарена.
    МЕРЗЛЯКОВА
    Ольга Мерзлякова – душа компании, настоящая сибирячка, человек, мыслящий стихами, невероятно романтичная натура… Оля уже успела написать текст для новой песни, пока я летел, возвращаясь из Тамани в Новый Уренгой, и сообщить об этом мне по телефону. Где бы мы ни были с экскурсиями, она первой беспокоилась о том, чтобы никто не отстал, и ни о ком случайно не забыли.
    ГРАЧЁВ
    Володя Грачёв – потрясающий композитор, натура глубокая, чуткая ко всему окружающему, я бы даже сказал - утончённая. Его познания практически в любой сфере жизни - и в истории, и в музыке, и в поэзии, и в литературе… столь обширны, что за несколько вечерних часов общения в Диканьке (так назывался наш отель) после насыщенных событиями дневных часов нашего пребывания на гостеприимной земле Тамани… хватило лишь для того, чтобы ощутить это. Ибо объять необъятное невозможно.
    ДАВЫДОВ
    Саша Давыдов – не только поэт, написавший стихи, восхитившие членов жюри конкурса песен и стихов о Крымском мосте, но и настоящий путешественник, исходивший множество самых глухих уголков Саянских и Алтайских гор. В походе с ним никогда не пропадёшь: и костёр развести в любую непогоду, и тропку нужную найти – всё умеет. Он задавал нашим экскурсоводам такие вопросы, из которых сразу видно было, насколько глубоко интересует его затрагиваемая тема. Пытливый и эрудированный, Саша всегда готов подставить своё плечо там, где это требуется. Стоит только сказать. Это не пустые слова: я имел честь убедиться в его товарищеской надёжности. Оля и Саша – оба сибиряки. А сибиряка, как говорится, видно издалека.
    Спасибо вам, ребята, за то, что вы есть. За ваши – чистые, светлые души!
    И низкий поклон Симе и её дружной команде Информационного центра «Крымский мост». Благодаря титаническим усилиям этих людей был организован и блестяще проведён конкурс, подаривший нам столько впечатлений.
    В Тамани существует музейный комплекс, посвящённый пребыванию здесь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Это - литературный музей, включающий в себя две самостоятельные экспозиции: "Две поездки М.Ю. Лермонтова на Кубань", "Подворье казака Ф. Мысника (быт казаков XIX века)". Музей находится на берегу моря, где всё напоминает описание повести "Тамань" М.Ю. Лермонтова. Что меня в нём поразило помимо всего прочего – это эльдарская сосна во дворе дома. Кто её посадил и когда – неведомо, но это реликтовое растение, произрастающее на Апшеронском полуострове и знакомое мне с детства, обрадовало меня, как встреча со старым добрым другом. Благодарю за интереснейший рассказ о Лермонтове нашего экскурсовода Наталью Александровну Клименко и директора музея Александру Ивановну Афанасьеву. Подарил музею экземпляр своей книги «Лермонтов и другие», в которой говорится о местах, в которые направился Лермонтов после Тамани. На прощанье - подписал и оставил музею экземпляр своего стихотворения о Крымском мосте.
    Посетили мы уже по своей инициативе вечером ( уже в глубоких сумерках) на второй день Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани, основанный в 1793 году первыми пришедшими на Тамань казаками. Думали – не успеем, однако удалось побеседовать с интереснейшим человеком и очень эрудированным собеседником - настоятелем храма протоиереем Виктором Колмыком.

    АТАМАНЬ

     Опубликовано: 25-09-2017, 16:04  Комментариев: (0)
    Есть возле станицы Тамань такое местечко – Атамань. Этнографический музей "Атамань" был открыт на берегу моря в 2009 году. Сейчас это одна из самых популярных и известных достопримечательностей Кубани. Экспонаты музея, собранные по станицам края, показывают быт и уклад жизни казачьих семей в XVIII—XX веке. Для беглого осмотра достопримечательностей требуется не менее 2-3-х часов. Помимо увлекательнейшего рассказа нашего экскурсовода Светланы нам удалось понаблюдать настоящую джигитовку кубанских казаков – со срубанием шашками на скаку ёмкостей с водой и веток, с различными приёмами скачки на лошадях, во время которой ездоки выполняют гимнастические и акробатические трюки, что является непременным атрибутом военно-прикладного вида конного спорта.

    ЕЩЁ ОДНА ГРАНЬ…

     Опубликовано: 22-07-2017, 05:59  Комментариев: (0)
    Помимо работы по специальности маркшейдера и писательской деятельности Эльдар Ахадов уделяет немалое внимание написанию журналистских статей в корпоративной газете своего предприятия «Горизонты Роспана». Сотрудники предприятия с интересом знакомятся с его работами, посвящёнными коллегам, истории Роспана и северной природе… Впрочем, новости из творческой жизни писателя также не остаются без их внимания. Так о недавнем выходе в свет его книги сказок «Чудо в перьях» там уже многие знают.
    В течение одного летнего месяца 2017 года в городах Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Новокузнецк и Новый Уренгой состоялись события, имеющие непосредственное отношение к литературному творчеству Эльдара Ахадова…

    9 июня
    Москва. Читальный зал библиотеки имени Назыма Хикмета Централизованной библиотечной системы Северного административного округа Департамента культуры города Москвы. Встреча с Эльдаром Ахадовым длилась почти четыре часа. В авторском исполнении звучали короткие, но емкие размышления о различных сторонах бытия, философская поэзия, рассказы о войне и мире, о жизни на Крайнем Севере и, конечно, стихи о любви... Чтение многократно прерывалось видеосюжетами, дополнявшими сказанное и недосказанное... Заинтересованная московская публика с удовольствием общалась с писателем. На мероприятии присутствовали представители творческой интеллигенции Москвы: художница кубинского происхождения Мария Вальдес, известная писательница Анна Николаевна Печерская, юрист и общественный деятель Аликбер Караев, православный журналист Леонид Виноградов, члены Союза художников Валерий Чурик, Наталья Базина, просто замечательные люди – как ведущая клуба "Добрые соседи" библиотеки №196 ЦБС ЮЗАО Юлия Водолагина, заведующая библиотекой Рита Даниелян, книголюб Вячеслав Солодянкин, пенсионерка Альбина Морозова, приехавшая ради этой встречи из Подольска, одноклассница писателя Елена Овчинникова, художницы Вера Морозова и Екатерина Терехина, поэт и декламатор Николас Деринг и многие другие. Неоценимую помощь в организации встречи и ее проведении оказали все работники библиотеки и ее руководитель Галина Судьина.

    12 июня
    Красноярск. Сцена на набережной реки Енисей. В рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Дня России и Дня рождения города Красноярска ( 1628 г.р.) на набережной Енисея в центре города состоялись выступления красноярских поэтов в программе "Красноярск - город поэтов". Свои произведения читали жителям города Екатерина Малиновская, Иван Клиновой, Татьяна Долгополова, Рустам Карапетьян и другие известные авторы города на Енисее. Два стихотворения прочитал с праздничной сцены и Эльдар Ахадов. Одно из них соответствовало и посвящалось погоде, а второе было посвящено многочисленным слушателям, собравшимся в импровизированном амфитеатре на склоне крутого енисейского берега.

    13 июня
    Санкт-Петербург. В Музее Арктики и Антарктики традиционно были подведены итоги этапов восьмого конкурса «Север – страна без границ», организованного по инициативе шведской компании SÄTILA OF SWEDEN (основатель Йохан Нильссон – 1896 год). С 1998 года эта всемирно известная компания работает в России. Конкурс «Север – страна без границ» впервые был организован в 2009 году. Состоялась торжественная церемония награждения абсолютных победителей и призеров. В последнем этапе конкурса наравне с другими принял участие член русского географического общества Эльдар Ахадов, занявший достойное призовое место. Сам лауреат на церемонии не присутствовал в связи с невозможностью отмены спланированного ранее графика поездок, однако, призы были направлены ему по почте.

    23 июня
    Новокузнецк. Книга сказок Эльдара Ахадова «Чудо в перьях» поступила в магазины. С этого дня её может приобрести любой читатель. По результатам конкурсного отбора за март 2017 в программе «Новые имена современной литературы» издательством «Союз писателей» была утверждена книга сказок Эльдара Ахадова «Чудо в перьях», как одного из победителей конкурса. Книга издаётся за счёт средств издательства тиражом 1000 экземпляров.


    28 июня
    Красноярск. Вышел в свет третий номер литературного журнала для семейного чтения «День и Ночь» за 2017 год. В разделе «Стихи» на страницах 172 – 173 представлена подборка стихов Эльдара Ахадова «Вращение Земли».

    3 июля
    Красноярск. Курьерской почтой доставлен автору первый том трилогии Эльдара Ахадова – «Бытие. Книга первая». В первом томе представлены три раздела: «Бытие», «Война и мир» и «В ожидании чуда». В первом разделе — размышления писателя о духовном и физическом мире, о том, что касается жизни каждого человека. Второй раздел состоит из рассказов о судьбах людей в военное и мирное время, а также из миниатюр о природе Крайнего Севера. Третий раздел книги посвящён вечной теме человеческого бытия — любви. Книга доступна для широкого читателя и в бумажном (печатном) виде, и в электронном. Персональный сайт книги Бытие. Книга первая

    5 июля
    Красноярск. В краевом государственном бюджетном учреждении культуры «Дом искусств» министерства культуры Красноярского края состоялся литературный вечер Эльдара Ахадова. Яркое и ёмкое вступительное слово о творчестве писателя произнес популярный актер театра и кино Яков Олегович Алленов. Затем писатель представил присутствующим свою только что изданную книгу «Бытие. Книга первая», рассказал об истории её создания, о дальнейших творческих планах и прочитал отрывки из книги. Чтение гармонично перемежалось с демонстрацией музыкального видеоряда. В него вошли: танцевальная композиция народного азербайджанского ансамбля песни и танца «Одлар юрду» по стихотворению Ахадова «Огонь и вода», фрагмент авторского видеофильма «На Крайнем Севере» - об арктической природе и жизни автора за полярным кругом, романсы, танго и песни, соответствующие тематике представляемых автором литературных произведений. С исполнением песен на стихи Эльдара Ахадова «Поглядите мне вслед» и «Горный лес» выступила Маргарита Радкевич. Среди присутствующих помимо хорошо знакомых писателю по его десятилетней работе с краевым литературным объединением «Диалог» и студией для незрячих и слабовидящих «Былина» Галиной Бояркиной, Людмилой Федорчак и других участников этих сообществ было много новых лиц очень разного возраста - из числа красноярских ценителей творчества Ахадова и его постоянных читателей. Во всяком случае уютный зал Дома искусств в этот вечер был практически полон.
    В заключительной части своего выступления писатель ознакомил присутствующих с произведениями из новой книги сказок «Чудо в перьях», изданной тиражом 1000 экземпляров за счёт средств новокузнецкого издательства «Союз писателей».
    Среди присутствующих на вечере находились лица хорошо знакомые всем жителям Красноярского края: писатель Эдуард Русаков, художественный руководитель мим-театра Ирина Зайцева, автор и ведущая программы о культуре на интернет-радио VK поэтесса Ольга Левская, поэт Александр Елтышев, член СП России Анатолий Кобзев, писатель Иса Айтукаев, красноярская художница и педагог Елена Акулова, поэтесса и автор-исполнитель песен Лариса Мерзлякова, чей день рождения, кстати, совпал с датой творческого вечера Эльдара Ахадова.
    Ведущий программы "Наша культура" телеканала "Енисей" Олег Суслов поделился впечатлением от состоявшегося культурного мероприятия: "Большое спасибо за великолепный творческий вечер! Вы прекрасно читаете свои произведения! Драматично и просто. Танец на Ваши стихи порадовал и удивил неожиданной палитрой жанров. Поздравляю с новой книгой! Желаю успехов!".
    Оксана Дайнеко, как бывший исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова и нынешний заместитель директора красноярского государственного театра оперы и балета, имеющая солидный опыт организации и проведения различных культурных мероприятий, тепло поблагодарила писателя и выразила надежду на новые литературные встречи.
    Красноярский представитель азербайджанского молодежного объединения России Кямран Рустамзаде сразу после окончания концерта взял у Эльдара Ахадова обширное видео- и аудио-интервью для азербайджанской диаспоры. Грамотное техническое и организаторское сопровождение вечера осуществила работник Дома искусств Арина Накрохина.

    8 июля
    Новый Уренгой. Во дворце культуры «Октябрь» города Новый Уренгой состоялся литературный вечер, посвящённый дню рождения Константина Дмитриевича. На вечере, организованном под руководством заместителя директора дворца культуры Полины Архиповны Росошик, со стихами и песнями на стихи Бальмонта выступили Зульфия Османова, Татьяна Яналина, Владимир Ширяев, Галина Борисенкова и другие представители ямальской творческой интеллигенции. Среди присутствовавших находились Елена Романова, Надежда Сушко, Александр Бойцов и многие иные почитатели творчества Константина Бальмонта. С чтением отрывков из книги «Кругосветная география русской поэзии», посвящённых жизни и творчеству Бальмонта выступил Эльдар Ахадов. В свою очередь, блистательный Владимир Ширяев прочитал отрывки воспоминаний Ивана Бунина о поэте, спел песни собственного сочинения на его стихи, а также представил публике свой новый романс на стихи Эльдара Ахадова. На встрече присутствовали тележурналисты из столицы Ямало-Ненецкого округа – города Салехарда.
    Александр Карпенко


    Эльдар Ахадов, Чудо в перьях, издательство "Союз писателей", 2017

    Сказки, отобранные Эльдаром Ахадовым для своей новой книги, весьма разнообразны по своему звучанию. Здесь и маленькие зарисовки, интонационно напоминающие стихотворения в прозе, и полноценные сказки с постепенно развивающимся сюжетом. Такое построение книги, во-первых, даёт возможность расширить возрастной диапазон читателей, в сторону уменьшения; во-вторых, позволяет автору использовать «принцип крещендо», когда сила, притягательность и универсальность сказок возрастает с каждым новым произведением. И мне, как читателю, такая компоновка пришлась по душе. Эльдар Ахадов – яркий представитель «Андерсеновского» направления сказочничества. В его сказках невозможно отличить правду от вымысла, потому что вымысел у него – тоже правда. Особая одухотворённость – вот ещё что роднит сказки Ахадова с историями, рассказанными великим датским сказочником. Как и Андерсен, Ахадов любит форму сказки, потому что она позволяет ему совместить исповедь с проповедью добра. Как и Ганс-Христиан, он никому не говорит, для кого эти сказки: для детей или для взрослых.
    Сказка «Цветок Чжень» величественна, как мироздание. Пожалуй, в ней, как и во многих других произведениях Эльдара Ахадова, можно обнаружить отголоски морализма. Но рассказ всё равно доминирует, главенствует над моралью, он – первичен. Из него каждый читатель может взять ровно столько, сколько он готов взять в данный момент. Скажу крамольную вещь: я думаю, что рассказ о цветке Чжень тянет, как минимум, на новую религию. Это будет покруче коммунизма! Вертикальное единение поколений во имя чистоты, дарованной цветком Чжень! Жизнь в борьбе с силами мирового зла! Именно после этой сказки я окончательно убедился, что Эльдар Ахадов – немыслимый, невероятный, эксклюзивный, сногсшибательный писатель. Такие вещи, как «Цветок Чжень», подвластны перу единиц!
    «Цветок Чжень» – это завещание, воскрешающее предков. Вспоминается «Философия общего дела» выдающегося русского мыслителя Николая Фёдорова. В этом «взращивании» в себе сил добра есть подлинное величие! В то же время нельзя полагать, со временем все без исключения люди узнают «запах цветка Чжень». Утопическая шаткость этого предположения побеждается в рассказе Эльдара Ахадова верой в возможность такого чудесного превращения (на то она и сказка!). «Только верой!» – призывал своих сторонников Мартин Лютер, имея в виду, что спасение достигается верой, а не делами. В рассказе Эльдара Ахадова вера и дела людей сплетены в нерасщепляемый клубок. В Начале было Дело. Отец китайца Ляо, движимый любовью к жене и сыну, нашёл и сорвал заветный цветок Чжень, охраняемый демонами зла. Силы зла заточили его за это в темницу. Где и пребывает он поныне в молодости и добром здравии, благодаря волшебному цветку. И высвободить его оттуда можно только верой (sola fide), когда наступит такое время. Вера и совершит необходимое действие. Конечно же, в рассказе Ахадова потрясает сам сюжет. Это надо было придумать! Глубина и трогательность замысла выдают в Эльдаре Ахадове демиурга. Этот человек, подобно Толкиену, способен творить целые миры. Непрерывность жизни – вот что выносит пытливый читатель из произведений писателя Ахадова.
    Именно в жанре сказки многонациональное человечество создало наибольшее количество замечательных произведений. Сказки есть даже у тех народов, у которых практически нет литературы. Этот народный фольклор понятен всем – и потому безграничен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новые сказочники используют богатства, наработанные за много веков. Не стесняется использовать элементы многонационального фольклора в своих произведениях и Эльдар Ахадов.
    Сказки Эльдара Ахадова очень романтичны. И почти всегда – это особый романтизм, имеющий мало общего с банальностью хеппи-эндов, когда «и стали они жить-поживать, да добра наживать». За своё счастье герои Ахадова борются, их «ведёт», подобно нити Ариадны, всепобеждающая любовь. В сказке «Элиза», название которой напоминает нам о замечательной лирической пьесе Бетховена, любовь побеждает всё – разлуку, смерть, страшную эпидемию, уносящую человеческие жизни. Да, в сказках Ахадова порой происходят горькие, страшные события, и, кажется, вот-вот, и маятник навсегда качнётся в сторону беды и печали. Но люди выживают – и идут дальше. Принц из сказки «Элиза» чем-то напоминает молодого Петра Первого, он так же увлечён лоцманством, корабельным делом, морской разведкой. Но вряд ли российский государь был способен на такую чистую любовь и беззаветную верность любимой женщине, как принц, герой сказки Эльдара Ахадова. В сказке герой совмещает в себе и умение управлять государством, и достойное поведение в частной жизни. В реальности это сочетать в себе очень трудно, почти невозможно. Служение государству требует от человека больших жертв, часто несовместимых с личными пристрастиями. Но в сказке возможно всё! Какое счастье, что принцы в сказках освобождены от рутинной работы приёмов и церемоний! Они даже не обязаны жениться на особах королевской крови! Это, вне всякого сомнения, добавляет им счастья и воздуха. За это мы и любим сказки.
    События, произошедшие в стране за время отсутствия принца (так и хочется сказать: принца Гамлета!), повергают его в своего рода безумие. Он имел всё – и в одночасье всё потерял. Чтобы перенести такое, нужна особая крепость духа. Но чёрная полоса в жизни не может продолжаться вечно! Концовка сказки поражает воображение даже видавшего виды читателя: такой финал мог написать только человек с большим сердцем. Элиза, героиня сказки, сражённая болезнями и долгим невозвращением любимого человека, уплыла на утлой лодчонке далеко в море. Где она, что с ней? Как всегда в сказках, времени нет: оно растворилось где-то в водовороте событий. Мы не знаем, сколько пробыла в море отважная девушка, сколько искал её принц. Это не важно. Главное – вот что. Неустанные мысли о любимой совершили внутри человека чудо: он прозрел, и увидел звёздное небо над головой, и услышал, как она его зовёт. И вот уже маленькая лодка Элизы, словно летучий голландец, появляется в поле зрения принца. Что с ней? Жива ли она? Эльдар Ахадов ничего об этом не говорит, и понимаешь: это – какая-то высшая жизнь, при которой не имеет значения, жив человек в своём теле – или уже его покинул. Это – бессмертная любовь и бессмертная любимая! Как она может умереть, если смогла победить такую страшную болезнь, а вместе и ней – и беспросветную многолетнюю разлуку? Это одновременное состояния покоя и действия поражает в сказочной лирике Эльдара Ахадова. И фата моргана становится реальностью! И «бегущая по волнам» радость воссоединения любящих сердец – становится неизбежной и необратимой. Ахадов не даёт нам хеппи-энд. Он даёт нам больше, чем хеппи-энд. Он даёт нам катарсис. Прекрасное побеждает болезни и даже саму смерть. Пожалуй, именно сказки – наименее подверженный «старению» жанр литературы.
    Добрые сказки Эльдара Ахадова не всегда заканчиваются счастливо. Однако после них хочется жить! Пространство сказки – оно везде. Порой ситуация. Возникающая в сказке, имеет свою «подсказку» в реальной жизни. Например, когда фашистская Германия внезапно напала на СССР, Иосиф Сталин срочно вызвал к себе ясновидца Вольфа Мессинга. «Что будет со страной? Чем закончится война?» - спросил Сталин. «Советский Союз победит, – подумав, ответил Мессинг. – Однако для достижения цели Ваш сын должен будет погибнуть». Так и произошло. Всем памятна фраза, брошенная генералиссимусом по этому поводу: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Не правда ли, очень похоже по сюжету на события сказки Ахадова «О голосе на ветру»? Я, конечно, далёк от мысли, что писатель держал в голове историю со Сталиным, когда писал свою сказку.
    Это даже не сказка, это, скорее, стилизация под сказку. Когда вполне взрослые проблемы освещаются (нарочно!) в «детском» формате. Сама суть повествования – не сказочна. Вначале Эльдар Ахадов рассказывает нам, с чего обычно начинаются войны. Все войны обычно так и начинаются – из-за пары пустяков. Кому-то показалось, что он запросто может завоевать другую страну. Или кто-то обиделся на слова соседа настолько, что готов мстить за них жизнями своих подданных. Короли – они ведь такие же люди, как и мы с вами, – только, может быть, чуть более могущественные. Пример Эльдара Ахадова показывает: обычно сказки народов мира так и возникают – прямо из жизни. То есть процент реальности в них очень высок. Может быть, он даже выше, чем в романах Толстого или Достоевского. Поэтому большая глупость – считать сказку «низким» жанром, недостойным пера Мастера.
    Конечно, Эльдар Ахадов рассматривает ситуацию, когда «хороший» король противостоит «плохому». В действительности часто бывает, что оба короля – нехорошие. Например, Сталин и Гитлер. Каждый – нехорош по-своему. Но именно Сталин в войне был вынужден пожертвовать своим сыном. Поражает, когда человеческая драма подаётся в сказочном обрамлении. Выбирать между родиной и сыном не пожелаешь и врагу. Но, если ты глава государства, твой выбор предопределён – конечно, ты будешь «голосовать» за свою державу, а не за свою семью. Иначе, может быть, ты и не стал бы королём. Но король, герой сказки Ахадова, вдобавок ко всему – ещё и хороший человек. Нет, он не колеблется в своём выборе, он – «стойкий оловянный солдатик». Но он словно предчувствует, что такой выбор будет стоить ему рассудка. Вы понимаете, победа над неприятелем и свобода своего народа не могут компенсировать человеку утрату единственного сына. И он бродит, как безумный шекспировский король Лир, чужой на этом празднике жизни. Парадоксальность драматургических решений – сильная сторона писателя Эльдара Ахадова! Жизнь вскрыла страшную истину: король может жить без страны, но не может без наследника. Он этого не знал заранее. Он просто не смог. Поэтому мы так сопереживаем королю, хотя главный герой сражения – не он, а его сын. Эльдар Ахадов мастерски ведёт свой незабываемый рассказ. Принц не погибает на поле боя, он – среди «пропавших без вести». Это усиливает драматизм повествования, повышает градус сопереживания. И здесь писателя осеняет ещё одна блестящая находка. Мы не знаем, сколько времени король искал сына. Время исчезло в этом священном безумии. Вслед за временем исчезает и человек, сам король. Он ходил за сыном так долго, что от него остался только голос. И здесь писатель точен: не имеет значения, жив король или нет. Его голос звучит. И звучать никогда не перестанет. Потому что неслыханная отцовская жертва не имеет меры и цены. Его отцовский подвиг – бессмертен.
    Все сказки Эльдара Ахадова, составившие его новую книгу «Чудо в перьях», дивно хороши. Но сказки «Элизе», «О голосе на ветру» и «Цветок Чжень», несомненно, являются вершиной сказочного творчества писателя. И не случайно Ахадов поставил их завершать свою книгу. Мне кажется, книга «Чудо в перьях» обладает интегральным свойством быть интересной на разных уровнях понимания. Дети будут радоваться приключениям персонажей сказок и сопереживать им. Взрослые, помимо этого, обнаружат в них глубокую философию. Даже в самых простых сказках, вроде «Капли в море», часто есть второй план. Капля – это отдельно взятый человек. Море – это народ. Путешествие капли из тучи в море – становление народа из отдельных индивидуумов. Я убеждён. Эльдар Ахадов обладает уникальной способностью хорошо понимать и детей, и взрослых. Есть связующая нить, объединяющая всё человечество, независимо от возраста конкретного человека, и это чувствуется в каждой сказке писателя. Думаю, книга «Чудо в перьях» выдержит много переизданий и станет желанной гостьей в каждом доме, где подрастают маленькие обитатели нашей планеты.

    Александр Карпенко,
    поэт, прозаик, литературный критик, член Союза писателей России,
    Южнорусского Союза писателей и Союза Писателей XXI века
    Книга Эльдара Ахадова «Бытие» вышла в свет совсем недавно, всего несколько недель назад, но уже получила положительную оценку как маститых критиков, так и простых читателей.
    «Дорогой Эльдар! Очень хорошая книга. У тебя очень хороший язык — и в короткой прозе, и в длинной, и, конечно, в стихах» пишет Александр Карпенко, член СП России и русского ПЕН-клуба, кавалер ордена «Красной Звезды», лауреат премии им. Николая Островского. Вторит ему Сергей Сутулов-Катеринич, главный редактор международного поэтического интернет-альманаха «45-я параллель»: «Дорогой Эльдар! Миниатюры замечательные, ей-ей. СЕРДЕЧНО! Скачиваю с благодарностью». К их мнению присоединяется и современный украинский писатель, поэт, мыслитель и критик Олег Ручинский, который делает следующий вывод из прочитанного: «В целом труд удался! Автор сумел изложить свой взгляд на целый спектр Вечных тем, в контексте его сегодняшних взглядов. Выполнена главная задача — заставить читателя задуматься над этими темами. Конечно, многие выводы спорны и дискуссионны (а иначе и быть не может, темы такие), но собственно подтекстом в книге это и не скрывается. Моё мнение — такая книга имеет место быть».
    Известный общественный деятель, Президент Союза деятелей искусств Литвы Злата Рапп-Гервалдене от своего имени и имени своих коллег сообщает: «Знаменитый писатель и поэт Эльдар Ахадов снова порадовал поклонников своего творчества новой книгой... В своих образах Эльдар Ахадов лаконичен и выразителен. В книге есть все. И философия, и логика. И эмоциональность, и простота изложения. Есть изумительные стихи и красивая проза. Это книга о жизни, о мудрости. Книга человеческих историй и стремлений. Это, к тому же, научная литература, включающая в себя серьезные исследования. На тему философии религии и истории Христа, были написаны тысячи книг. Что, казалось бы, можно написать еще? Но книга Эльдара Ахадова не будет лишней в этом ряду. И читатель с головой погрузится как в научные изыскания, представленные очень легким и красивым языком, так и в мудрость философии и изящность стихов. И тогда произойдет чудо. Чудо познавания прекрасного. А чудеса, как считает Эльдар Ахадов, случаются только с теми, кто в них верит».
    Вскоре вышла в свет, посвящённая критическому анализу книги Эльдара Ахадова статья Александра Карпенко «Взгляд из будущего». Статья была опубликована на страницах нескольких крупных электронных и бумажных литературных изданий. В их числе - евразийский журнальный интернет-портал "МЕГАЛИТ" и литературно-художественный журнал «Южное сияние». Следом, ближе к концу мая сего года на страницах литературного интернет-портала «45-я параллель» (№ 15 (399) от 21 мая 2017 г.) в рубрике «Новый Монтень» появилось имя Эльдара Ахадова. В рубрике были представлены фрагменты книги Эльдара Ахадова «Бытие» удачно иллюстрированные гравюрами Ганса Себальда Бехама (нем. Sebald Hans Beham, * 1500, Нюрнберг – 22 января 1550, Франкфурт-на-Майне) – немецкого художника, графика и гравëра эпохи ренессанса, достойного ученика великого Альбрехта Дюрера... С отрывками из этой публикации и с содержанием старинных гравюр можно ознакомиться в конце данной статьи.
    По мнению исследователей творчества Монтеня его литературное изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, где многочисленные цитаты переплетаются с житейскими наблюдениями, а очень короткие главы чередуются с весьма пространными. Примерно такое же течение мысли можно наблюдать и в первой части книги «Бытие» Эльдара Ахадова. Возможно, разумеется, косвенно это и послужило ассоциативной причиной того, что информация о книге оказалась в рубрике со столь знаменательным названием.
    Однако, с изданием «Бытия» работа автора над текстом книги не только не завершилась, но продолжилась, причём гораздо энергичней прежнего. В результате сотрудничества с редактором возникла идея создания книжной трилогии «Бытие», где ранее написанные разделы коренным образом перемещены. Не удалены, а перемещены в другие части трилогии! В данное время в издательстве завершается подготовка к изданию первого тома под названием «Бытие. Книга первая».
    "Бытие. Книга первая" - первый том созданной Эльдаром Ахадовым трилогии "Бытие". С помощью художественной прозы, поэтической речи, философских рассуждений и сентенций в духе "Опытов" Мишеля Монтеня, а также исторических, литературоведческих исследований и мемуаров в трилогии освещаются вечные вопросы человеческого бытия. В первой книге представлены три раздела: "Бытие", "Война и мир" и "В ожидании чуда". В первом разделе – размышления и афоризмы писателя о наблюдениях за духовным и физическим миром, о «высоком» и обыденном, о том, что в той или иной степени касается каждого человека. Второй раздел состоит из лучших рассказов автора о человеческих судьбах в военное и мирное время, а также из миниатюр о природе Крайнего Севера. Третий раздел книги посвящён вечной теме человеческого бытия – любви.
    Автор приносит свои извинения читателям и обещает им продолжить свою работу над трилогией «Бытие».