Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Октябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    Сентябрь 2024 (1)
    Июль 2024 (1)
    Июнь 2024 (1)
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • Джыдыр-Дюзю

     Опубликовано: 27-09-2024, 01:17  Комментариев: (0)
    Джыдыр-Дюзю
    Дорога от Ханкенди, змеясь и петляя среди покрытых пышным кустарником скал, вела наши автобусы всё выше и выше в горы, с каждым поворотом приближая мгновение встречи с Шушой. Вот уже крыши ханкендинских зданий остались глубоко внизу, а наши экскурсионные автобусы всё ещё продолжали медленное, но безостановочное движение.
    Участники Форума азербайджанских ученых, проживающих за рубежом, кто с нетерпением, кто с нескрываемым волнением, кто с любопытством дружно вглядывались в автобусные окна, следя за дорогой. И всё-таки Шуша возникла для большинства из нас внезапно! Почти тут же автобусы остановились, и мы дружной толпой высыпали наружу возле гостиницы, в которой нас ожидал обед! И не только!
    Там же, в гостинице, всем нам предстояла интереснейшая встреча с ректором Карабахского университета Шахином Байрамовым и сотрудниками возглавляемого им высшего учебного заведения. Ректор рассказал нам о перспективах университета и устремленности в будущее карабахской молодёжи, о надеждах и проектах, о спокойной уверенности в достижении результата. Безусловно, поддержка ведущих азербайджанских учёных, работающих за рубежом, ещё окажет своё благотворное влияние на знания и умения питомцев карабахского университета! В этом никто из нас даже не сомневается!
    Поблагодарив уважаемого ректора за увлекательный диалог, мы, наконец, направились в город.
    “Музыканты и поэты ближе всех к Богу”, - часто повторял великий сибирский писатель – фронтовик Виктор Петрович Астафьев, с которым я был знаком много лет и не единожды общался, человек, написавший не только “Царь – рыбу” и “Васюткино озеро”, но и роман о пережитом на страшной войне – “Прокляты и убиты”.
    И вот я стою возле трёх уникальных восстановленных памятников - композитору Узеиру Гаджибейли, поэтессе Натаван и певцу Бюльбюлю, людям, до конца своих дней воспевавшим любовь ко всему живому. Здесь, на родной земле, в городе, где они когда-то родились и выросли, их памятники – вот эти самые восстановленные сейчас памятники были зверски расстреляны, искорёжены и вывезены на металлолом. За что? Знаю лишь одно: люди, калечащие памятники музыкантам и поэтам, лишают себя права называться добрыми людьми…
    Я видел руины домов Натаван и Гаджибейли. В них не попала бомба. Руинами их сделали воры, я не буду называть их нации, у тех, кто расстреливает памятники музыкантам и поэтам, и ворует старые оконные рамы, кастрюли и ночные горшки - нет и не может быть никакой нации.
    Ополоснув лицо в роднике, я направился к крепостным воротам Шуши. Мои коллеги в большинстве своём уже прошли сквозь них и делали радостные фотосессии на другой стороне старинной крепостной стены, а я со своими натруженными диабетическими ногами сильно отстал от них. К тому же земная поверхность вблизи ворот была настолько неровной и скалистой, что моя пешеходная скорость упала почти до нуля. Было очень непросто одновременно передвигать ноги и следить за своим равновесием на скалистой и крайне неровной почве.
    Внезапно чья-то нежная, но уверенная рука взяла меня под локоть и начала поддерживать. Я не знал ни как зовут эту молодую женщину, ни кто она, но она спасла меня тогда от весьма вероятных неприятностей, например, от случайного падения на камни, отполированные временем и сотнями тысяч ног.
    Её помощь была совершенно бескорыстной, вызванной искренним сочувствием ко мне. Мы говорили на родном азербайджанском языке, и я позволил себе рассказать госпоже Гюльханым (такое имя она назвала) о некоторых событиях моей жизни, сделавших для меня поездку в Шушу не простой экскурсией стороннего человека, а в некотором смысле символичной и долгожданной.
    В ноябре 20 года, когда наша армия штурмовала Шушу, я находился в Сибири и попал в лапы полицейского. У меня была при себе пенсионная проездная карточка с моими именем, фамилией, фотографией и местом рождения, но не было паспорта. Сержант вцепился в меня и поволок в полицейский участок. То, что его фамилия была Джоноян, я узнал позднее из протокола. У меня - диабет, ноги мои тогда были воспалены, мне нельзя было в тот момент не только стоять продолжительное время, но и просто долго находиться в тесной обуви. Однако ни Джоноян, ни его коллеги не отпускали меня: они якобы проверяли мою личность по базе данных, проверяли много часов, намекая на то, чтобы я назвался русским, буквально настаивая на этом, мол, тогда мы сразу тебя отпустим, а я продолжал упрямо повторять, что я азербайджанец... Понимаете, ни ради чего не могу отречься от отца и от матери, нельзя отрекаться, я – тюрок и останусь им, даже если меня калечат…
    И вот я, написавший год назад стихотворный дастан “Харыбюльбюль” об истории нашей Родины, впервые в жизни нахожусь в Шуше!

    Честь поэта

     Опубликовано: 29-07-2024, 23:42  Комментариев: (2)
    Когда-то ещё живой сорокадвухлетний Высоцкий пел:
    «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
    Вот и сейчас — как холодом подуло:
    Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
    И Маяковский лёг виском на дуло».
    Стихи хорошие, песня замечательная. Впрочем, и до этой песни и после неё мы дружно считали, что Пушкину на момент его гибели было 37 лет. Как всем известно, Пушкин родился 6 июня 1799 года, понятно, что это – восемнадцатый век, а не девятнадцатый. В каждом столетии сто лет, а не 99. Поэтому следующий за годом рождения Пушкина 1800 год – это тоже год 18 столетия, не 19-го. Годы каждого столетия начинают свой отсчёт с числа 1, а не с нуля. Поэтому 1837 год – это год, отсчитанный от единицы: 1801, 1802, 1803, 1804 и так далее до 1837. Годы жизни поэта в 18 столетии 1799 и 1800 – два года, а не один год. Сложите эту цифру с годами 19 столетия. Напрягите свой светлый разум и объясните себе: как при сложении чисел 37 и 2 у вас в итоге получается опять 37? И всё станет на свои места. Кстати, Маяковский выстрелил себе в сердце, ни на какое дуло ни каким виском он не ложился. Это факт многократно проверенной судебно-медицинской экспертизы. Не будем отвлекаться от Пушкина, именно его судьба является темой нашей сегодняшней беседы.
    Мы, в понятие «мы» я вкладываю и себя тоже, знакомы с творчеством поэта Пушкина с раннего детства, знаем о нём практически всё, что касается его жизни из множества умных книг и воспоминаний, оставленных нам умными достойными уважения и почитания людьми. И всё-таки… мне очень нелегко, поверьте, это сообщить вам, как и признаться в этом себе самому, но я вынужден это сделать: МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О ПУШКИНЕ! Или почти ничего, потому что почти всё основное, что мы читали и слышали о поэте – ложь. Сознательная. Бессознательная. По-разному. Но ложь. Почему я так уверенно говорю? Потому что пользуюсь логикой и абсолютно не доверяю слухам, на которых основываются упорно внушаемые нам с раннего детства заблуждения. Конечно, эти заблуждения взращивались почти двести лет не просто так, а намеренно. Для чего?
    Существует факт жизни гениального во всех отношениях поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, оставившего нам в наследство великолепные художественные произведения и документарные исследования. Это – факт. Его ни обойти, ни замолчать невозможно ни одному императору, ни одному председателю Совнаркома, ни одному генсеку ВКП(б) или КПСС, и так далее... У живого Пушкина когда-то обо всём было своё мнение, и в этом отношении ни для одной власти он удобен никогда не был, потому что люди со своим мнением чем раздражают любую власть? Своей независимостью и непредсказуемостью. Которые могут совпасть с «генеральной линией», а могут и не совпасть. Мёртвый Пушкин гораздо удобнее для любой власти, его образом и мнением можно вертеть как угодно. Он может перекрашиваться (а так оно и происходило!) в угоду политическим хотениям власти в любую сторону многократно. И появляются, и множатся разные пушкины: бунтари и революционеры, сторонники самодержавия и славянства, вероотступники и оплоты православия и т.д., и т.п. Каждый властитель делает своё чучело Пушкина и подбирает под себя и свои цели своего идеологически выдержанного сторонника, ибо выдуманный, высосанный из пальца Пушкин – многим юным и неюным благодарным верноподданным неучам - наглядный пример и подкреплённая как бы его авторитетом, как бы наука.
    Живой настоящий писатель и поэт и опасен, и вреден, поскольку он, если он – личность, а не половая тряпка, всегда обо всем имеет свое личное мнение. А это ужасно рискованно! Не может живой человек иметь никакого мнения. Мнение во все времена может быть только одно: указанное сверху. А если оно и вверху ещё не сформировалось, то и внизу его не положено иметь ничему живому. И наши предки, наши родители, и мы сами в итоге имеем дело не с историей жизни Пушкина, а с историей жизни чучела, спроектированного властями под себя и свои мутные представления о поэте.
    В дальнейшем мы рассмотрим, если удастся до этого дожить, некоторые наиболее распространённые заблуждения о поэте, о том, что он был (якобы) импотентом и содержанкой императора, который наплодил вместо него якобы его детей. О том, что Пушкин был дуэлянтом, мотом и гулякой праздным (не судите по себе, господа!). О том, что у Пушкина был гарем из любовниц (похотливые мыслишки и мечты клеветников!). О том, что Пушкин был профессиональным бунтовщиком, как и о том, что он был жандармом и доносчиком. О том, что Пушкин – бешеный ревнивый африканец, и, наоборот, позорный подкаблучник... Поговорим о вас. О том, как личные подлые привычки и мыслительные извращения людей с пониженной социальной ответственностью невероятно легко перекладываются …на Пушкина.
    Я – поэт. Я буду защищать честь поэта до конца.
    Никаких покупок делать не собирался. Вообще, никаких. Потому что уезжаю отсюда, а главное: потому что денег нет. Никаких. Всё потрачено давно. Осталось только до аэропорта добраться и улететь, а там встретят, до дома довезут на своей машине. Дома еда есть, покормят. Зачем мне деньги?
    И вдруг, откуда ни возьмись: объявление в интернете - "Продаётся дача. БЕСПЛАТНО". Думал - опечатка, ошибка, прикол чей-то или замануха? Посмотрел фотографии дачи. Дача как дача. Кусок земли, ограда, дачный дом. Не домище, конечно, но и не сарай на курьих ножках. Море рядом. Написал сестре в Ватсап: "Рядом с вами продают дачу. Хочу купить. Цена - написано что БЕСПЛАТНО. Посмотри, пожалуйста." Сестра мне, как всегда, не поверила. Но к обеду уехала смотреть дачу. Потому что любопытной Варваре на базаре... и так далее. Звонит оттуда, говорит, что я прав: дачу продают, но бесплатно. Почему продают? Потому что дарить нельзя, за дарение деньги платить надо, а за продажу - не надо. Цена договора купли-продажи - ноль. Ноль рублей, юаней, рупий, ноль чего угодно.
    Спрашиваю сестру: "Мы не опоздали? Покупателей много?" Отвечает: "Не опоздали. Покупателей никого. Абсолютно никого. Люди не верят объявлению... Короче, мы первые!!!!!"
    В общем, я рысью рванулся в дачный посёлок, сестру попросил продавцов дачи попридержать до моего появления. За три часа все бумаги оформили. И теперь дача - моя! Личная! Бесплатная! У моря! И никуда я больше не уезжаю. Чёрт с ним, с билетом, дача ценнее.

    СВЕТ

     Опубликовано: 31-01-2024, 02:00  Комментариев: (9)
    У света нет ни возраста, ни тени,
    Нет ни «вчера», ни «завтра». Всё – «сейчас».
    Пади пред ним, священным, на колени,
    Гляди в него, не отрывая глаз!

    Гляди на звёзды, на луну, на солнце
    И ясный взор минувшим не печаль,
    Покуда он на скорости несётся,
    Бессмертием пропитывая даль…

    Покуда просыпается планета
    (А где-то засыпает на ходу),
    Нет ничего вокруг помимо света,
    В который я когда-нибудь войду!
    О ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЬДАРА АХАДОВА
    Безусловно, ниже перечислены далеко не все опубликованные работы о творчестве Эльдара Ахадова. Их намного больше.
    Надежда Рогина. «Неизвестный Пушкин» Эльдара Ахадова»
    https://vk.com/@kraevushka-neizvestnyi-pushkin-eldara-ahadova
    Арсен Мирзаев. «Одухотворение жизнью»
    https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/oduhotvorenie-zhiznyu
    Илона Шевцова. «Упругое хождение по сини» (фрагмент обзора, журнал «Москва»)
    https://moskvam.ru/applications/dvizhenie-russkoy-literatury/shirokiy-krug_125.html
    Любовь Калинина. «Концепт «любовь» в сказках-притчах Э. Ахадова «Чудо в перьях»
    https://knigi-market.ru/blog/kontsept-lyubov-v-skazkakh/
    Елена Сафронова. «Эльдар Ахадов. "На Крайнем Севере". Фотоальбом»
    https://reading-hall.ru/publication.php?id=8887
    Екатерина Лигузова. «Эльдар Ахадов. Прикосновение к Вечности»
    https://reading-hall.ru/publication.php?id=4812
    Ольга Таир. «Рецензия на книгу «Эльдар Ахадов. Добрые сказки»
    https://bookmix.ru/review.phtml?rid=111822
    Мария Серба. «Художественное своеобразие произведений Эльдара Ахадова о Сибири и сибиряках». Лесосибирский педагогический институт
    https://infourok.ru/obraz-sibiryaka-v-proizvedeniyah-eldara-ahadova-1659449.html
    Екатерина Кузнецова. «Сборник сказок и притч Эльдара Ахадова»
    https://optlist.ru/company/soiuz-pisatelei/info/sbornik-skazok-i-pritch-eldara-akhadova
    Алексей Гусев. «Во имя любви» http://www.papmambook.ru/articles/1533/
    В журнале «Северяне» №3 2019 год опубликована статья Наталии Цымбалистенко «Тундровое притяжение»: о презентации её монографии «Тундровое притяжение» - с отдельной главой, посвящённой творчеству Эльдара Ахадова.
    https://viewer.joomag.com/-3-2019/0593666001563781272?page=32
    Цымбалистенко Н.В. Тундровое притяжение / Н. В. Цымбалистенко ; Науч. центр изучения Арктики. – Салехард: [б.и.], 2018. – 135 с. – Библиогр.: с. 115–133 (242 назв.). О литературе и литераторах Ямала
    С книгой можно ознакомиться в Государственной публичной исторической библиотеке России https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=7041323

    ВАГНЕР

     Опубликовано: 2-09-2023, 03:13  Комментариев: (0)
    Командор ордена Британской империи Джон Рональд Руэл Толкин, в совершенстве владевший 14 древними языками и придумавший ещё 19, в том числе древнеэльфийский квенья и первогномский кхуздул, – гениальный писатель, автор всемирно известных произведений в стиле высокого фэнтези “Хоббит, или Туда и обратно”, “Властелин колец” и “Сильмариллион” на самом деле не является автором идеи о Кольце Власти. Автором истории о Кольце Власти примерно на сотню лет раньше Толкина стал Рихард Вагнер. Его знаменитый цикл опер под названием “Кольцо Нибелунга” открывается “Золотом Рейна”. Кстати, во второй опере этого цикла – “Валькирии”, звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – “Полет валькирий”. Полёт вагнеровских валькирий, начавшийся в ночь с 23 на 24 июня, как известно, завершился в небесах ровно через 60 дней…
    Впрочем, это уже совсем другая история.
    Для любителей классической музыки 19-го века творчество Рихарда Вагнера стало настоящей революцией, кардинально изменившей сами представления людей о музыкальных произведениях! Неслыханно: ради одной только постановки “Кольца Нибелунга” был специально построен новый оперный театр! Проект театра разработал лично Вагнер, с учетом акустических эффектов зала. Именно ему пришла в голову идея прикрыть оркестровую яму козырьком, дабы зрители могли свободно слышать голоса исполнителей, а не только заглушающую их музыку. Премьерные показы постановки прошли с 13-го по 17-е а августа 1876 года. С тех самых пор представления жителей всего мира об оперном искусстве изменились навсегда. Помимо музыкального фестиваля в Байройте, который ежегодно собирает лучших мировых музыкантов, существует ещё один неординарный памятник Рихарду Вагнеру: сказочный замок Нойшванштайн в горах Баварии, воздвигнутый по воле короля Людвига II Баварского в память о гениальном композиторе. В интерьерах помещений замка Нойшванштайн явно прослеживаются сюжеты бессмертных произведений композитора.
    На этом месте прервёмся. Моё повествование о Вагнере, безусловно, вскоре продолжится, но прежде хотелось бы напомнить уважаемым читателям о том удивительном явлении, на которое все мы зачастую либо не обращаем внимания, либо обращаем, но как-то вскользь, параллельно текущим своим мирским делам и надобностям, кажущимся нам гораздо более
    Журналист Andres Molinari опубликовал в Испании небольшую заметку под названием “El negro de los mil colores” – “Тысячецветный чернокожий”, где он поделился своими эмоциональными впечатлениями от просмотра документального фильма о судьбе поэта и учёного 16-го века по имени Хуан Латино. Авторы фильма Maria del Mar Gimenez, Oscar Parada и Университет Гранады создали картину, посвящённую человеку, которого современный поэт, философ, историк и хранитель архива средневековых рукописей Ismael Diadie Haidara из Тимбукту абсолютно обоснованно считает “испанским Пушкиным” позднего средневековья! Что же общего между русским Пушкиным и испанским Хуаном Латино, жившим за триста лет до рождения “солнца русской поэзии” на другом конце Европы?
    Оказывается, достаточно много общего. Например, происхождение. Согласно сообщению сайта Академии: Хуан Латино, прозванный “черным Хуаном Латино”, так же, как прадед Александра Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал (1696–1781), усыновленный русским царем Петром Великим, имел эфиопское происхождение, был привезен в Испанию в детстве, получил прекрасное образование и стал в Испании 16 века не только поэтом, но и профессором латыни университета в Гранаде! Кстати, Хуан Латино так и не переехал из своей Гранады в королевский Мадрид, откуда им восхищались Мигель Сервантес и Лопе де Вега.

    ТHE GENIUS OF PUBLICISM

     Опубликовано: 22-06-2023, 08:39  Комментариев: (0)
    On February 27 last year, the Heads of the Russian Federation and Ukraine received an Open Letter from Kazakhstan, which contained the following words: "World history is well aware of the development of the Slavic peoples: where, how and what happened? You have common great ancestors who laid and left you a powerful foundation unity…" The letter said that never and nowhere did any murder of some people by others make their surviving relatives more peaceful and happy. Spilled blood always causes a response. So it was and so it will be. For a thousand years, Russians and Ukrainians lived in harmony. And our Turkic peoples considered them one people. And the strength of peoples lies in friendship!.. The letter contained many fair words coming from the depths of an agitated heart. It ended with the signature: "Bakhyt Rustemov, President of the NGO "International Commonwealth of People's Diplomacy" (Kazakhstan), writer, international publicist, Kazakhstan. 26.02.2022"
    Bakhytkhozha Tulegenovich Rustemov - this name is familiar to many in different countries and on different continents. Economist, writer, journalist, international publicist, historian, theologian, translator, musician, poet... And most importantly: a courageous, sincere and wise person. He is considered practically the only journalist not only in Kazakhstan, but throughout Central Asia, who is engaged in international journalism not from time to time, but on an ongoing basis. The same is evidenced by his 30 published books and countless articles in Kazakh, Russian, English, Arabic and other languages of the world!

    ГЕНИЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

     Опубликовано: 21-06-2023, 22:30  Комментариев: (0)
    27 февраля прошлого года Главам Российской Федерации и Украины поступило Открытое письмо из Казахстана, в котором были такие слова: "Мировая история хорошо знает развитие славянских народов: откуда, как и что пошло? У вас общие великие предки, которые заложили и оставили вам мощный фундамент единства…" В письме говорилось о том, что никогда и нигде никакие убийства одних людей другими не делают их оставшихся в живых родственников более миролюбивыми и счастливыми. Пролитая кровь всегда вызывает ответную. Так было и так будет. Тысячу лет русские и украинцы жили в согласии. И наши тюркские народы, считали их одним народом. А сила народов - в дружбе!.. В письме было много справедливых, идущих из глубины взволнованного сердца слов. Заканчивалось оно подписью: "Бахыт Рустемов, президент ОО "Международное содружество народной дипломатии" (Казахстан), писатель, публицист-международник, Казахстан. 26.02.2022 г "
    Бахытхожа Тулегенович Рустемов – это имя знакомо многим в разных странах и на разных материках. Экономист, писатель, журналист, публицист-международник, историк, теолог, переводчик, музыкант, поэт… А главное: мужественный, искренний и мудрый человек. Его считают практически единственным журналистом не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии, который занимается международной публицистикой не от случая к случаю, а на постоянной основе. О том же говорят его 30 изданных книг и бесчисленное множество статей на казахском, русском, английском, арабском и других языках мира!
    Interview of Eldar Akhadov to Vladimir Tolstikov

    Eldar Akhadov is a Russian poet, novelist and literary researcher, co-chairman of the Literary Council of the Assembly of the Peoples of Eurasia, honorary member of the Writers' Union of Azerbaijan, member of the Russian branch of the International PEN Club, the Writers' Union of Russia, the South Russian Writers' Union, the Russian Geographical Society. Winner of many national and international literary awards. Author of 73 books in five languages: Russian, Azerbaijani, English, Spanish and Serbian. The books were published in Russia, Azerbaijan, the USA, Serbia, Mexico, India and Egypt.

    Vladimir Tolstikov is a member of the Moscow Union of Journalists, a teacher, editor-in-chief of the independent open newspaper "A" in the Circle", an educational and methodological laboratory of children's and youth journalism.
    In the photos:
    1. and 2. Fragments of a meeting with readers in the museum of Dolgoprudny, Moscow region
    3. Eldar Akhadov on the left, Vladimir Tolstikov on the right
    4. The vision of an Angel in the winter snow-covered tundra
    5. Little Eldar with his mother, photo of the early 1960s
    6. Icon of St. Nicholas of Myra, brought from Myra of Lycia (present-day city of Demre, Turkey)
    7. Eldar Akhadov with his mother over the bank of the Yenisei, 2010

    - Eldar, I will start with the fact that the literary meeting with you at the Historical and Art Museum of the city of Dolgoprudny, Moscow region, made an indelible impression on me and my editorial team of young journalists from A in the Circle. One girl even brought her mother and brothers with her. And I didn't regret it. The information at the meeting with you was presented in such a way that we were in constant tension and increased attention. Personally, I was shocked by the "Prayer for You" read in front of the audience, the "Russians" video, your story about meeting an Angel. And, as a result, a few days later, there was a desire to interview you.

    - Thank you for your kind words. I am ready to answer all questions directly and openly.

    - Each person has his own meaning of Faith. And for some reason, everyone comes to the same conclusions. How does this happen? What is the object of your faith?

    - There are fundamental concepts in which each individual has his own separate meaning, however, leading to approximately the same conclusions. For example, the concepts of Good and Evil. Everyone who lives is convinced that Good will eventually triumph over Evil, no matter how it turns out. Why? For one simple reason: the winning side, under any circumstances, called and will call itself Good! And this rule is unshakable.
    That is why Good will definitely win, and Evil will certainly be trampled. For the victor assigns to himself the role of Goodness and all that is good, and the vanquished gets everything else. Second. Some people believe in God. Others BELIEVE that there is no God. Both are essentially faith. Those who say that the existence of God is unprovable usually "forget" to add that for the same reason the non-existence of God is also unprovable!