Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Март 2020 (4)
    Январь 2020 (7)
    Ноябрь 2019 (6)
    Октябрь 2019 (2)
    Сентябрь 2019 (1)
    Август 2019 (2)

    Новости партнеров

    Реклама

  • Пока во мне...

     Опубликовано: 27-01-2019, 13:30  Комментариев: (1)
    Пока во мне, колючая, как провод,
    Трепещет оголённая душа,
    Сгодится ей какой угодно повод,
    Явление любого падежа,
    Чтоб ощутить в движениях эфира
    Сквозь времени живое вещество
    За повседневной сутолокой мира
    Реальное бессмертие его.

    ОБЛАКО ВОСПОМИНАНИЙ
    Облако воспоминаний приходит ночью, возникает из безмолвного небытия, прячется мелкой росой в траве забвения, окутывает сердца метелью снов, змеиной позёмкой скользит по артериям и венам, бередя сонную душу запахом тлеющего времени, подступая к горлу комом несбывшихся судорожных ожиданий.
    Возникают из былого и безмолвно рушатся вдали древние горы, напоминая бушующие волны неспокойного океана. Блуждающие огни незримых городов проносятся сквозь изумлённое тело. И давнее горластое счастье снова зовёт тебя в еле слышное детство…
    И нет тебя здесь. Ты — там, пока не покинуло твой дом облако воспоминаний, оставив лишь несколько серебряных дождливых росчерков на предутреннем оконном стекле.

    НА СВОИХ ДВОИХ

     Опубликовано: 3-11-2018, 17:08  Комментариев: (1)
    Из минувших дней
    И нездешних мест
    От своих невест
    До Твоих небес,
    Не смыкая глаз,
    Пробираться сквозь,
    То пускаясь в пляс,
    То грустя до слёз,
    Поседеть в пути
    Посреди дорог
    И опять брести
    На другой урок,
    Где учитель строг
    Да и ветер лих

    На своих двоих -
    До небес Твоих…

    ЧИСТАЯ ДУША

     Опубликовано: 18-07-2018, 20:33  Комментариев: (1)
    Маялась душа грешными делами. Самой покоя не было и другим от неё доставалось. Послали её к чёртовой матери. Пошла. Та зыркнула волчьим взглядом, вывернула душу, вынула из неё грешные дела ребятишкам своим на забаву и отпустила. Идёт пустая душа, колышется на ветру. Дунул он посильнее. Надулась душа ветром, затрепетала и полетела куда глаза глядят. А глаза у неё огромные - в полнеба, туманные, с дождями, голубые в просветах. Что там, вдали, шумит? Неужто море? Что там, вдали, светится? Неужто, ночной костёр? Эй, душа! Лети сюда. Не бойся. Никто не обидит. Ночью у костра возле моря все песни - твои, все звёзды - твои, все слова - для тебя, чистая душа… доверчивая… безгрешная…

    ПОКЛОН УЧИТЕЛЯМ

     Опубликовано: 28-03-2020, 08:48  Комментариев: (0)
    Моими литературными учителями, проводниками в мир литературного творчества в хронологическом порядке были:
    - Галина Петровна Тихая (в мои школьные годы я посещал литературный кружок бакинского городского Дворца пионеров, 1975-77);
    - Михаил Давидович Яснов (литературная студия ленинградского горного института, 1978-83);
    - Владимир Азимович Кафаров (Баку, литобъединение «Родник», 1983 - 86);
    - Эдуард Иванович Русаков (литобъединение при красноярском городском дворце культуры, 1986 - 90).
    Даты примерные, поскольку конкретных я в те времена никак не фиксировал, но периоды жизни связаны с определённым местонахождением в определённые годы. Школу я закончил в 1977-ом году, институт – в 1983, в Красноярске живу с 1986-го.
    Каждый из учителей в первую очередь был уникальной творческой личностью, знакомившей меня с океаном русской и мировой литературы, дававшим дельные советы и являвшим собой пример служения идеалам любимого вида творчества - литературы. Судьба их сложилась по-разному: Галина Петровна покончила с собой, Владимир Азимович, уникальный поэт и переводчик, скончался после продолжительного периода болезней, Михаил Давидович, бывший в те годы ещё довольно молодым человеком, ныне – здравствующий классик мировой детской и переводческой литературы, Эдуард Иванович –наш сибирский Чехов, и поныне мой старинный друг и мудрый советчик в трудную годину.
    Следует с благодарностью упомянуть не только непосредственных наставников, но и тех служителей литературы, человеческое общение с которыми значительным образом повлияло на моё интеллектуальное и духовное развитие. В период до сентября 1978 такой личностью был для меня мой товарищ более старший по возрасту, но ровесник по духу, бакинский поэт Фархад Кадырлиев. И, безусловно, книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя», все годы моей юности она являлась моей главной настольной. С Олжасом Омаровичем мне посчастливилось познакомиться лично лишь спустя сорок лет, и первое, что я сказал ему при встрече - слова благодарности за ту книгу, за «Аз и я…».
    В начале моего красноярского периода жизни, безусловно, на моё творчество повлияло общение с Аидой Петровной Фёдоровой, которая часть своей жизни, как позже выяснилось, провела в Баку.
    Любое общение с такими великими писателями и личностями, как Виктор Петрович Астафьев и Тимур Касымович Зульфикаров, оставляет неизгладимый след в душе и влияет на творческий путь. С Виктором Петровичем мы познакомились в 1995 на открытии журнального офиса «Дня и Ночи» и общались время от времени почти до самой его кончины в ноябре 2001, с Тимуром Зульфикаровичем – в 2007-м, когда я прилетел в Москву на церемонию награждения победителей и лауреатов «Золотого пера Руси» в Центральном Доме литераторов, общаемся иногда и поныне, дай Бог ему крепкого здоровья.
    Низкий поклон всем моим учителям-писателям и поэтам в мире литературы. Доброго здравия всем ныне живущим. Вечная немеркнущая память ушедшим в вечность.
    И реки, как влажные черви,
    Скользя и свиваясь, текут,
    Сплетая озябшие верви
    В единый кромсающий жгут.

    И ливни волнуют кромешный
    Доселе невидимый мир
    И носится ветер потешный,
    Молясь за святых и проныр.

    Как будто нездешняя птица,
    Вот-вот постучится в окно…
    Ни с кем ничего не случится,

    Ни с кем…
    ничего…
    не должно

    СМЫСЛ ЖИЗНИ

     Опубликовано: 28-01-2020, 14:17  Комментариев: (1)
    Решил свирепый и кровожадный завоеватель покорить весь мир. Стало его войско нападать на мирные соседние народы. Беспощадные воины разоряли и губили всё вокруг. Удача сопутствовала завоевателю: множество славных царств было разрушено его армией. Приближённые уже начали величать его императором!
    Но, однажды, его войско, продвигавшееся по краю пустыни вдоль берега бурного моря, внезапно остановилось. Дозорные сообщили, что перед войском стоит один человек, который преграждает им путь, не разрешая двигаться дальше, и требует встречи с ним. «Приведите его ко мне!» - приказал завоеватель. «Кто ты такой чтобы разрешать или запрещать что-то моей армии?!» - закричал он, когда к нему подвели безоружного бедно одетого старика. Завоеватель не нуждался в ответе безумца, в одиночку пытавшегося остановить целую армию, и всё же прежде чем казнить его, тиран позволил старику произнести ответ.
    «Я поэт. У меня самая могучая армия в мире – стихи. Предлагаю тебе сдаться добровольно, распустить свою армию и самому вернуться к мирной жизни без войн и сражений. Довольно проливать кровь».
    Завоевателю стало так смешно, что, насмеявшись, он спросил: «И как же твоя армия намеревается победить мою? Мои воины будут сражаться против стихов? Похоже, ты действительно сумасшедший!»
    «Моя армия непобедима», - ответил поэт, - «она управляет чувствами, пробуждает в людях совесть и милосердие и побеждает без боя». Так он сказал и внезапно исчез.
    Вскоре армия завоевателя без видимых причин начала рассыпаться. От неё отделялись и тут же исчезали, словно песок или вода сквозь пальцы, лучшие бойцы, на чьи способности рассчитывал тот, кто вчера ещё считал себя уже почти владыкой мира!
    Наконец, он остался один. Бывший завоеватель медленно брёл вдоль берега моря, вспоминая недавнее прошлое и думая о близкой смерти. Вдруг кто-то окликнул его. Странный старик, непостижимым образом уничтоживший его армию, подошёл и протянул ему книгу: «Это стихи о любви. Почитай их. Они помогут тебе понять смысл жизни».
    Старик исчез. А книга осталась.
    Человек раскрыл её и начал читать…

    "Blind" in Russia is called rain, which falls from the pure blue sky, from the sky without clouds . By ancient belief, such rain brings happiness to people.

    BLIND RAIN
    A small blind rain was walking in the sky above the earth,
    Tripped and started falling somewhere down his head.
    He was short and shallow like morning dew.
    Ah, how the happy voices laughied at him!..
    But all this was so was so fleeting and did not affect his attention,
    When he recognized the ground by touching her and became a stream for her.

    СЛЕПОЙ ДОЖДЬ
    Шел над землею дождик маленький и слепой,
    Споткнулся и начал падать куда-то вниз головой.
    Короткий такой и мелкий, как утренняя роса.
    Ах, как над ним хохотали счастливые голоса!..
    Все было так мимолетно и сделалось нипочем,
    Когда он нащупал землю и стал для нее ручьем.

    RAZOR EDGE
    This edge is unsafe,
    Don 't walk on it, don 't joke.
    Anything will cut like oil,
    And alive won 't let you get off.
    Maybe you will believe in someone,
    You 're going for something:
    Brother, this is not your problems,
    There 's nothing at the finish line.
    And no one will appreciate this move.
    And no one will pop up about you.
    No luck, no fame, no money -
    Nothing but trouble .
    But, alas, no curse , no prayer
    Unable to turn him away...
    He steps on the razor blade,
    And the shining path continues to shine.

    ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ
    Это лезвие небезопасно,
    Не ступай по нему, не шути:
    Что угодно разрежет, как масло,
    И живым не позволит сойти.
    Может, ты и поверишь в кого-то,
    Устремишься за чем-то вослед:
    Не твоя это, братец, забота.
    Ничего там на финише нет.
    И никто этот шаг не оценит.
    И никто о тебе не всплакнёт.
    Ни удачи, ни славы, ни денег -
    Ничего кроме бед и хлопот.
    Но, увы, ни хулы, ни молитвы
    Не способны его отвернуть…
    Он шагает по лезвию бритвы,
    И не меркнет сверкающий путь.

    Oh, lovely, warm sea!
    No wind, no waves.
    On the whole aboveground space
    No cloud buoys visible,
    Only islands of dark greens
    With a strip of sand at the water
    Yes crabs suffering from idleness,
    And traces of escaped lizards
    As in the endless summer I enter
    Into the still waters of silence,
    And glare of elastic light
    Runs away from me on the bottom of the sea.

    О, дивное, теплое море!
    Ни ветра, ни плеска волны.
    На всем поднебесном просторе
    Буйки облаков не видны,
    Лишь острова темная зелень
    С полоской песка у воды
    Да крабов снующих безделье,
    Да ящерок юрких следы.
    Вхожу, как в бескрайнее лето,
    В незыблемых вод тишину,
    И блики упругого света
    Бегут, колыхаясь, по дну.

    BROTHERHOOD AND IMMORTALITY OF POETS

     Опубликовано: 27-01-2020, 14:53  Комментариев: (0)
    "I have something to sing about before God, I have something to justify my life before Him", - wrote the poet Vladimir Vysotsky a few days before his death. These words are fair to every real poet . The language of poetry is united, for it is the language of images and feelings. And if there is any non-poor meaning in our earthly existence, it is in poetry, music and painting, in the creative perception of reality, rather than in the quantity, for example, produced and eaten sausage or drunk bottles of milk. Man is the source of spiritual existence and in this sense is the cause of the star sky. Poets feel it first of people.
    It's not easy for every persons to understand. A perfectly erudite, deeply talented and respected person around the world, whose name I cherish very much, objecting to me, said roughly this: "What do poets of different countries have in common? Nothing! They write in different languages. It is music that has one language of sounds, painting - one language of paints: they are clear without translations. Are poets able to learn all the languages of the world in which their poems are written?! Not. So they will never understand each other and talk to them about nothing, because it is impossible. "
    But I believe that people who speak and write poems in different languages are able to understand the common language of poetry, the language of artistic images - The most common language of all mankind, more ancient than the language of writing and oral speech, for man began to have the right to be called man from the moment when he first felt the beauty of the world regardless of any personal bodily material benefit and felt the great joy of life. It was at such a moment that the first poetic, not elementary (eat, sleep, reproduce) perception of the world was born! Till birth of the written language ! And even before the birth of the oral speech!
    I cherish all poets, whatever languages they speak. For poetry is not only words, but also pauses between them. A poet is an attitude to life and nature. The poet is easily vulnerable and sincerity. And for these qualities, verbal speech is, if important, still not the only thing that distinguishes poetry from everything else. One time I thought this thought: I write poems in Russian because I know it better than other languages. But if I didn 't know the Russian language at all, I would still become a poet - in any other language that I would own better than the others. I think that, the same other poets can be said about themselves : if they are poets, first they are people, then - poets, and already after - Russians, English, French, Chinese, Arabs and so on.
    This is what internationally known poet Richard Berengarten answered my reasoning: "Dear Eldar! I agree with you 100% about the universality of poetry. I have written exactly the same idea about writing in English. Warm greetings, Richard”.
    So it 's not that important what language the poet writes in and whether he writes at all or just reads by heart like a once great blind Greek named Homer. A poet is a way of life. Way of thinking. It is naked sincerity. Whatever language the poets speak, their souls speak the same language.
    There is an obvious benefit to each poet from meetings with his foreign-speaking colleagues. It is that, having met and met, poets begin to translate each other 's poems into their native languages. But are the speakers of different languages poets of the world able to understand the feelings, meanings of speech and peculiarities of the poetry perception of a colleague who speaks a different language? Capable, and how! In this I am eloquently convinced by the words from the letter of the beautiful Italian poet Paolo Ruffilly, who wrote about my lines remarkable in accuracy and image sincere words: "His poetry is difficult to translate into another language, for it uses a meaningful polyphony of word meanings, penetrating the mind with ghost waves of visualizations." Not every Russian-speaking poet would be able to so subtly grasp the very essence of this "difficulty of translation"! And Paolo could. Not because he 's Italian, but because he 's a man in the first place, a poet in the second, and then everything else.
    "Poetry is the white flag of the world, it is the only thing that unites all mankind, the army of poetry is feelings that break out of the limits of the human heart," - wrote me once the famous poet from Costa Rica Clara Sanchez. And she is right. A lot of languages are spoken by people. Each of them is beautiful and worthy to learn it. But there is one language that is close and understandable to everyone without learning. It is the poetic language . It is owned by nature, it is spoken by the universe, it is spoken by our feelings. And as long as there is at least one living soul in the world - it is immortal.
    One day my good friend, the Uruguayan poet Eduardo Espina wrote to me, "Dear Eldar, we are eternal, never forget it." From the point of view of utilitarian logic, what he wrote to me is impossible... But from the point of view of poetry - it is an absolute truth!

    ELDAR AKHADOV

    Статья на английском языке
    "Tengo mucho sobre lo que cantar, cuando me presento ante el Se?or, tengo mucho que justificar mi vida ante ?l"- escribi? el poeta Vladimir Wysoski d?as antes de su muerte. Estas palabras son justas para todos los verdaderos poetas (?y otros poetas no lo son!). El lenguaje de la poes?a es el mismo, porque es el lenguaje de las im?genes y los sentimientos. Y si hay algo que no es miserable en nuestra existencia terrestre, lo es en la poes?a, la m?sica y la pintura, en la percepci?n creativa de la realidad, no en la cantidad, por ejemplo, de salchichas o botellas de leche. El hombre es la fuente de la existencia espiritual y, en ese sentido, la causa del cielo estelar. Los poetas lo sienten primero.
    No todo el mundo lo entiende f?cilmente. Un hombre muy erudito, muy talentoso y respetado en todo el mundo, cuyo nombre me importa mucho , dijo, "?Qu? tienen en com?n los poetas de todos los pa?ses? ?De nada! Escriben en diferentes idiomas. La m?sica tiene el mismo lenguaje de sonidos, la pintura, el lenguaje de pintura, que se entiende sin traducci?n. ?Pueden los poetas aprender todas las lenguas del mundo en las que se escriben sus poemas? No. As? que nunca se entender?n y no hay nada que decirles entre ellos, porque es imposible ".
    Y yo creo que la gente que habla y escribe poemas en diferentes idiomas es capaz de entender el lenguaje com?n de la poes?a, el lenguaje de las im?genes art?sticas. - El idioma m?s com?n de toda la humanidad, m?s antiguo que el de la escritura y el discurso oral, ya que el ser humano tuvo derecho a llamarse hombre desde el momento en que sinti? por primera vez la belleza del mundo, independientemente de cualquier beneficio corporal personal, y sinti? la gran alegr?a de vivir. En ese momento naci? la primera percepci?n po?tica, no utilitaria (comer, dormir, reproducirse) del mundo. ?Hasta el nacimiento de la escritura! ?Incluso antes de que naciera el discurso oral!
    Me importan todos los poetas, independientemente de los idiomas que hablen. Porque la poes?a no son solo palabras, sino tambi?n pausas entre ellas. El poeta es una actitud hacia la vida y la naturaleza. El poeta es la vulnerabilidad y la sinceridad. Y para estas cualidades, el habla verbal, si es importante, todav?a no es lo ?nico que distingue a la poes?a de todo lo dem?s. que se me ocurri? este pensamiento: escribo poemas en ruso, porque lo conozco mejor que otros idiomas. Pero si no supiera el idioma ruso, todav?a me convertir?a en poeta, en cualquier otro idioma que dominara mejor que los dem?s. Creo que otros poetas pueden decir lo mismo de s? mismos: si son poetas, primero son personas, luego poetas, y despu?s de eso, rusos, brit?nicos, franceses, chinos, ?rabes, etc.
    Esto es lo que uno de los poetas m?s prestigiosos del mundo, el profesor de la Universidad de Cambridge Richard Berengarten, respondi? a mi razonamiento: "?Dear Eldar! Agree with you 100% about the universality of poetry. I have written exactly the same idea about writing in English. Warm greetings, Richard". ("Querido Eldar! Estoy de acuerdo con usted al 100% sobre la universalidad de la poes?a. Sobre la misma idea escrib? sobre el idioma Ingl?s. Con calidez, Richard").
    Por lo tanto, no es tan importante en qu? idioma escribe el poeta y si escribe o simplemente pronuncia de memoria, como lo fue una vez el gran Griego ciego llamado Homero. El poeta es una forma de vida. Manera de pensar. Y la poes?a siempre ha sido y estar? viva. En diferentes el idioma hablen los poetas, pero sus almas hablan el mismo idioma.
    Otro beneficio obvio para cada poeta de conocer a sus colegas extranjeros. Se trata de que, al conocerse , los poetas empiezan a traducir sus poemas a sus propias lenguas. Pero, ?son los poetas diferentes idiomas del mundo capaces de comprender los sentimientos, el sentido del discurso y las caracter?sticas de la percepci?n po?tica de un colega que habla un idioma diferente? ?Son capaces! En esto me convencen elocuentemente las palabras de la carta del excelente poeta italiano Paolo Ruffilli, que escribi? palabras genuinas sobre mis l?neas: "Su poes?a es dif?cil de traducir a otro idioma, porque utiliza una polifon?a de significado de palabras que impregna la mente con olas fantasmas de visualizaciones". ?No todo poeta de habla rusa ser?a capaz de capturar tan sutilmente la esencia de esta "dificultad de traducci?n"! Paolo resolvio este desafio. No porque sea italiano, sino porque es humano en primer lugar, poeta en segundo y despu?s todo lo dem?s.
    "La poes?a es una bandera blanca al mkndo, es la ?nica que une, su ej?rcito son los sentimientos que trascienden con poder en el coraz?n del hombre sin reservas", - una vez me escribi? la famosa poetisa costarricense Clara S?nchez. Y esta es la verdad. Hay muchas lenguas que la gente sabe. Cada uno de ellos es hermoso y digno de aprenderlo. Pero hay un idioma cercano y comprensible para todos sin aprendizaje. Es la lengua de la poes?a. La naturaleza la posee, el universo habla, los sentimientos hablan. Y mientras haya un alma viva en el mundo, este lenguaje es inmortal.
    Un d?a, mi buen amigo, el poeta uruguayo Eduardo Espina, me escribi?: "Querido Eldar, somos eternos, nunca lo olvida sobre esto". Desde el punto de vista de la l?gica utilitaria, lo que me escribi? es imposible... ?Pero desde el punto de vista de la poes?a es la verdad absoluta!

    Статья на испанском языке