Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Июнь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Июнь 2018 (5)
    Май 2018 (4)
    Апрель 2018 (2)
    Март 2018 (9)
    Февраль 2018 (2)
    Январь 2018 (40)

    Новости партнеров

    Реклама

  • Открыт сайт книги "Бытие" . На нем можно ознакомиться с откликами на книгу и ее содержанием. Желающие могут там же ее приобрести. Автор выражает глубокую благодарность своим учителям в мире литературы: Виктору Петровичу Астафьеву, Тимуру Касымовичу Зульфикарову, Алитету Николаевичу Немтушкину, Владимиру Абдул-Азим оглу Кафарову, Аиде Петровне Федоровой, Эдуарду Ивановичу Русакову, Сергею Даниловичу Кузнечихину...
    С книгой можно ознакомиться, кликнув по ссылке, расположенной под этим текстом над фотографиями.

    книга Эльдара Ахадова "Бытие"

    Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"














    Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"Книга Эльдара Ахадова "БЫТИЕ"
    Жизнь неопределённа. Её существование возможно только в состоянии неопределённости, которое я именую вибрациями. Нет определённого времени, ибо никакое мгновение жизни нельзя определить конкретно: у мгновения всегда есть только прошлое и только будущее время, а настоящее время – точка моментального превращения будущего времени в прошлое. При этом сама точка отсутствует. Сколько ни дели любой крохотный отрезок времени на прошлое и будущее, он всегда разделится без остатка на настоящее. Нет определённого местоположения ни у какой точки пространства, потому что пространство вибрирует. В любой конкретный момент (отрезок) времени любая точка пространства находится сразу минимум в двух (и более) местах – в прошлом (чуть-чуть назад) и в будущем (чуть-чуть вперёд), а в настоящем никакой точки пространства нет. Потому что настоящее отсутствует. У стрелы времени есть только вектор направления, но никаких конкретных точек времени нет. Отсутствие вибрации пространства возможно только одно: отсутствие самого пространства. Абсолютно точное измерение местоположения точки пространства невозможно именно поэтому. Как бы ни была мала погрешность измерения местоположения точки, она обязательно будет, потому что ни у какой точки нет, не было, и никогда не будет определённого местоположения. Так же как любой момент времени по сути - лишь переход из будущего в прошлое, отсутствуя в настоящем, любая точка пространства является приблизительностью, неопределённостью. И пока есть эта неопределённость, существует это мироздание. Как только неопределённость конкретизируется, мироздание в том виде, в каком оно существует – исчезнет или станет чем-то иным...

    ИСПОЛНЕННЫЙ ОЧЕЙ

     Опубликовано: 17-06-2018, 23:05  Комментариев: (0)
    Помните песню, исполнявшуюся группой «Аквариум» - «Под небом голубым есть город золотой»? Первый раз я услышал её в кинофильме «Асса». Были там странные слова, обратившие на себя моё внимание с первого раза: «исполненный очей». Как это? Что такое?
    Поначалу я счёл, что «вол, исполненный очей» -такая поэтическая метафора. Все знают «воловьи глаза» - как бы большие глубокие глаза с поволокой. Я ошибочно решил, что именно этот смысл имел в виду автор текста песни. Но. Это заблуждение. Всё не так. Не так просто.
    В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), дошедшем до нас на древнегреческом языке сказано:
    «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
    И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
    И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Глава4; стих 6-9.
    Не вол, а все четверо животных исполнены очей спереди и сзади, то есть, по всему телу. Или, как минимум, по всей голове. У каждого из этих существ имеются крылья. Количество крыльев – шесть. Как такое может быть, если такое возможно? А если невозможно, то есть ли у человеческого воображения какие-то реальные основания?
    Шестикрылые существа упоминаются и в Ветхом Завете. В Книге Пророка Исайи они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Глава 6; стих 2-3.
    О глазах ничего не говорится, но шесть крыльев присутствуют. У Иоанна – животные, у Исайи – серафимы. Существует версия о том, что образ серафимов уходит корнями в облик существовавших ранее духовных существ сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах был заимствован в иудейский и христианский миры.
    Итак, некие существа вокруг престола Создателя числом 4 имеют каждый по шесть крыльев и головы их (или тела) покрыты бесчисленными глазами. Фантастически невообразимая картина. Не правда ли?
    Сначала человеческая речь была устной. Человек жил, произносил речи, умирал, и речь его исчезала вместе с ним. С возникновением письменности речь человека перестала исчезать вместе с его смертью. Человека уже нет, а его мысли остались. Их можно прочитать с помощью особых знаков, именуемых, например, рунами. Естественно, что такое явление могло расцениваться в древности, как некое волшебство. Письменность, как явление, – вероятно, могло восприниматься, как нечто потустороннее, как речь мёртвых. Человек умер. Его давно уже нет, а письменное слово, оставленное им, живо и продолжает «говорить» с живыми. В скандинавской и древнегерманской мифологии существует по поводу появления письменности легенда об Одине, имеющая множество вариаций, сходных в том, что бог Один, якобы ради получения знаний о рунах пронзил себя копьём, чтобы пригвоздить себя к волшебному мировому дереву Иггдрасиль, провисел на нём 9 дней (ночей), обрёл знания о рунах (о письменности) и отягощённый знаниями (рунами) упал на землю. Повторяю: вариаций этого сюжета – бесчисленное множество, но суть их одна: обретение письменности (мудрости) с помощью висения на дереве. Не правда ли: странноватый способ обретения знаний? У меня нет ни малейшего сомнения в том, что с одной стороны, за этой легендой кроется нечто реальное, а с другой стороны, я пребываю в полном убеждении, что люди, находившиеся у истоков легенды сумасшедшими не были, никто себя никакими копьями никогда не протыкал. Но если легенда стойко подчёркивает некоторые моменты, значит, мы попросту не понимаем её реального наполнения, воспринимая, имеющие для древних людей совершенно иной смысл действия, как некую горячечную ахинею, которой, конечно же, не было никогда.
    Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем слова run («тайна»). Всего в мире известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Богу Одину было известно, что есть священные знаки — руны, которыми можно записать слова. Но чтобы познать их, нужно было принести самого себя в жертву. Почему? Давайте разберёмся.
    Иван Ефремов когда-то высказал мысль о том, что человеческий разум – это инструмент Вселенной, созданный ею для самопознания. Мне эта поэтическая мысль, безусловно, импонирует.
    Михаил Казиник в своей книге «Тайны гениев» пишет: «Основная идея мышления Кузанского (1401–1461) в том, что Вселенная познается одновременно строжайшей математической логикой и мистическим незнанием… Если половину Вечности разделить на два – будет все равно Вечность...

    МИНИАТЮРЫ О РАЗНОМ

     Опубликовано: 24-12-2017, 20:33  Комментариев: (0)
    УСПЕТЬ УВИДЕТЬ
    Один человек всё время куда-то опаздывал. Он очень торопился, прилагал неимоверные усилия в пути, но всякий раз, достигнув цели, обнаруживал, что всё самое важное уже кончилось без него. Нет, он не унывал, он сразу же пускался в новый путь. И всё повторялось. И вот однажды он оказался в знакомых местах. Второпях, он не сразу заметил, что кто-то, приветливо улыбаясь, машет ему рукой, и прошёл мимо . А когда всё-таки остановился и обернулся, то ахнул. Перед ним был он сам, только молодой, бодрый, красивый, как много-много-много лет назад, а не морщинистый, нервный и весь больной, как сейчас. «Неужели это я?» - спросил он себя и заплакал. «Да, это ты» - ответил юноша, присел рядом и обнял его. «Я хотел увидеть многое, но никуда не успел» - сказал человек, опустив голову. «Чтобы увидеть многое, не нужно спешить, достаточно оглядеться вокруг» - ответил старику юноша, улыбнулся и шепнул: «Может, попробуем вместе?»

    ПОСЫЛАЮЩИЙ
    Однажды появился человек, который всех посылал туда, откуда никто не возвращался. Люди задумались. А если его послать? Отправили. Не вернулся. Задумались опять. Почему никто не возвращается? А вдруг там хорошо? Хотели было пойти. Да передумали. Их ведь никто не посылал.

    ИНТЕРВЬЮ
    - Можно взять у вас интервью?
    - Берите.
    - Ух, ты!
    - Не "ух, ты", а берите и уходите.

    ЧЕСТНАЯ ЦАПЛЯ
    Жила-была на болоте лягушка. Ничего не умела, только квакать. Прилетела на болото цапля. Осмотрелась, погуляла, проголодалась. Стала лягушку звать. А та глазки выпучила над водой и молчит от страха. Цапля её не видит, но знает, что она рядом, и говорит: «Ты не бойся. Я на тебя и смотреть не буду. Мне кто-то сказал, что голос у тебя шибко красивый. Проквакай что-нибудь и я улечу, буду о твоём голосе всему миру сказки рассказывать». Заквакала лягушка от радости на всё болото. Не стала цапля её обманывать, съела не глядя.

    СКИДКИ
    Долго не мог понять: почему покупки в магазинах со скидками и огромными бонусами всегда дороже покупок в обычных магазинах без скидок и бонусов. А уж если у магазина есть надпись со словами "ЧЕСТНАЯ ЦЕНА", то лучше в него вообще не заходить.

    РАЗНЫЕ
    Дело не в том, что вы хорошие, а они плохие, или они плохие, а вы хорошие. Просто вы - разные.

    НЕ ВЛАСТЬ
    Власть, с которой может договориться кто угодно... уже не власть.

    НЕ ПРОТИВ
    Я не против того, чтобы кто-то жил богато, я против того, чтобы остальные жили бедно.

    ЗА ПРАВДУ
    - Ты что такой унылый, весь избитый? За что пострадал?
    - За правду.
    - Ну-ка, расскажи!
    - Не пожалеешь?
    - Нет! Что ты! Это же - правда!
    - Ну, тогда слушай…
    ………
    - Ах, ты – негодяй! Да я тебе сейчас все кости переломаю! Стой! Куда побежал?! Не уйдёшь!

    ИСТОРИК
    Однажды человек пришёл в себя, постоял, огляделся, оставил записку и тихонько вышел. И больше не возвращался. А записка лежит. И появился неподалёку другой: ходит вокруг да около, знает, где лежит записка, и выдумывает разные истории. Его так и зовут – историком.

    ВНУТРЕННИЙ МИР
    Закройте глаза и посмотрите. Что вы увидите? Ничего? Странно. А где же ваш богатый внутренний мир?

    ЛИВЕНЬ
    Вода превратилась в ливень, изрыдалась, исцеловала землю, распласталась на ней и замерзла от одиночества. Ее резали коньки, стальные гусеницы дробили ее тело. И солнце однажды добило ее. Она проснулась, расплакалась, растеклась. И наполнилась земля водой. И хлынули всюду ручьи ее, разбежались до моря. Только следы остались, только память взошла... а вода шумит не смолкая, бросаясь на скалы и разлетаясь на брызги - быстрые, словно ливень...

    НЕ ВОЗРАЖАЙТЕ
    Не возражайте начальнику. Он все равно не знает - чего хочет...

    ПРОЩЕ
    Гораздо проще любить весь мир, чем одного конкретного человека.

    ПИТЬ ПО-РУССКИ
    Пили тяжело и мучительно долго, будто несли знамя, которое непременно кому-то нужно было водрузить на вершине холма под ураганным огнём милитаристов. Вроде и до холма уж недалеко, а ещё пить да пить. Закусывали бычками в томате. Третий уронил вилку. Наступила угрюмая тишина. «Баба придёт», - выдохнул второй и уснул. Первый продолжал прорываться со знаменем в руках, судорожно вцепившись в гранёное древко. Третий шарил глазами по полу в поисках вилки.
    Когда она всё-таки пришла – в ситцевом халатике – со шваброй и ведром, все дружно спали. Второй – свернувшись калачиком, чуть подрагивая невидимыми крылышками сна. Третий – распластавшись на полу во все стороны, словно Чапай застигнутый пулемётной очередью. И только первый всё-таки сумел шевельнуться и, разглядев сквозь полусомкнутые ресницы мутный силуэт женщины, счастливо пробормотать: «Победа»…

    ОНО
    Никто не знает, как Оно выглядит, и существует ли вообще где-либо помимо воображения. Но все его боятся именно потому, что ничего не знают о нём. Неведомое опасно до той поры, пока оно неведомо. Как только кому-то станет известно о нём нечто реальное, ничего не изменится, но непобедимый страх исчезнет навсегда.

    ИГОЛЬНОЕ УШКО
    В это игольное ушко иные пытаются протиснуться десятилетиями, да всё без толку. А другие ныряют в него и выныривают обратно со скоростью звука чуть ли не ежечасно, притом – не придавая этакому событию ровно никакого значения. Словно его и не существует вовсе. Одному лишь игольному ушку ведомо – почему так. Но разве оно скажет?

    НИЩИЕ
    Кричали нищие: "Подайте на пропитание!" И пропитались криком своим. И насытились. И умолкли, ибо узрели вкруг себя нищих духом. И не было им числа. И подать было некому.

    ТУМАН
    Плыла по небу тучка, зацепилась за солнце, расплакалась: "Отпусти меня, солнышко, не то растаю". Сжалилось солнце, отпустило тучку. Опустилась она на землю, прильнула к болотам, оврагам да речным старицам, стала туманом: только явится солнечный свет - сразу прячется.
    С детства помню восклицание, которым выражалась крайняя степень чего-либо (удивления, восхищения, возмущения и так далее): «Вай, деде!» Что такое «вай» на Востоке – понятно каждому. А вот почему именно «деде» - я долгое время не задумывался, пока не прочитал о том, что это слово в древности знал каждый огуз, используя его, как обращение к своему духовному отцу.
    Недавно, находясь в Баку, проснулся как-то ранним утром от пения муэдзина, призывающего прихожан мечети к молитве. Муэдзин не кричал, а именно говорил слова нараспев. Такое молитвенное пение в исламе называется «азан», а такой муэдзин у тюрков зовётся «азанчи». Я впечатлился утренним азаном и в тот же день написал о нём небольшое стихотворение.
    Как известно, в давние времена одни и те же слова, обозначающие одно и то же, в разных местах и у разных народов записывались со слуха, который тоже у всех был разным. Поэтому вполне вероятно, что со словом «азан» огузы были знакомы за много столетий до принятия ислама, но имело оно для них в чём-то схожее, а в чём-то совсем иное содержание. Озанами (узанами) называли огузских сказителей и певцов, сопровождающих свои рассказы игрой на гопузе, древнем струнном музыкальном инструменте. В этом отношении озаны – предшественники ашыгов. Таким образом, озаны – это барды, менестрели и миннезингеры средневекового тюркоязычного Востока. К одним из наиболее известных произведений, которые озвучивали озаны, относится «Китаби деде Коркут». Возможно, один из тех самых «деде», к которым доныне обращаются, приговаривая «Вай, деде!»
    Об озанах известно с X – XI веков. Временем возникновения эпоса «Китаби деде Коркут» считается седьмой век нашей эры. Но так ли это? История человечества непрерывна, и огузы возникли не на пустом месте, и тюркская цивилизация тоже не на пустом месте возникла. В одном из сказаний эпоса идёт речь об одноглазом великане Тепегёзе, которого одолел огузский герой Басат. Я не буду приводить здесь эту историю. Она хорошо известна в научных кругах. В 1815 году главу о Тепегёзе, которая называется «Бой (песнь) о том, как Басат убивает Тепегёза, эй мой хан» («басат депе гёзи олдюрдюги бойи бейан едер ханум ей») впервые перевёл и опубликовал знаменитый немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц. Замечу только что слово «бой» означает не только «песнь», но и размер, то есть, нечто ритмичное, поющееся, имеющее определённый ритм или алгоритм. Дело не в самой легенде, а в происхождении имени её главного отрицательного героя – одноглазого чудовищного циклопа.
    Образ одноглазого кровожадного циклопа, убивающего взглядом, многократно встречается в эпосе таких разных по местонахождению и времени существования древних народов, что естественно возникает предположение о его едином происхождении. Перечислю лишь некоторые из мифов на эту тему:
    - древнегреческий миф об Одиссее и Полифеме - жестоком циклопе-великане, сыне Посейдона и нимфы Тоосы;
    - сказание ирландских кельтов об одноглазом Балоре, предводителе фоморов, правивших Ирландией до прихода племён Туатха де Данаан, и поражавшем врагов смертоносным взглядом;
    - ненецкая легенда об одноглазой Малдэнга, чудище Нижнего мира;
    - огузское сказание о Тепегёзе – одноглазом великане-людоеде.
    Во всех перечисленных случаях речь идёт о чудовищном великане, у которого всего один, но смертоносный глаз. Почему у столь разных народов имеется столь схожий персонаж? Источник этой истории скорее всего один и тот же, а значит, возник он в такую далёкую доисторическую эпоху, когда предки упомянутых народов находились в пространственно-временной близости, достаточной для их общения. Когда же это могло быть?
    В начале XIV века историк огузского происхождения Абубекр ибн Абдуллах ибн Айбек-ад-Давадари в небольшой хронике «Жемчуг из истории восславленных» сообщал о том, что в книге, принадлежавшей в VI веке визирю сасанидского правителя Ануширвана Бузург-Мехрую, имелось произведение под названием «Дастан Улухан Ата Битикчи», в которой существовал рассказ о Тепегёзе.
    Достаточно ли удалена эта историческая эпоха для того, чтобы возник миф, имеющий общие корни у разных народов? Конечно, нет. Искать надо гораздо глубже. Начнём же поиски с имени персонажа: Тепегёз. «Гёз» - это глаз, «тепе» - холм. Получается глаз холма. Что это за живой смертоносный волшебный глаз может быть у холма? Пещера. Пещера, в которой живут люди из другого враждебного племени. В пещере они разводят огонь, свет которого виден издалека и в ночной темноте, когда можно подкрасться, похож на светящееся око. Смертоносное око, ведь в случае нападения на пещеру, оттуда в атакующих полетят стрелы и копья. И пока этот «глаз» жив, холм не может быть «побеждён».
    Термин «Тепе» географически очень распространён. Курган-тюбе ( по-таджикски ?ур?онтеппа). Аджина-тепа (Таджикистан). Паша-тепе, Тепе-Кермен, Тепе-Оба (крымско-татарский язык, территория Крыма). Тилля-тепе (в окрестностях города Шибергана, Афганистан). Гонур-депе (Туркмения). По Азербайджану «тепе» сплошь и рядом: Кюль-тепе, Узерлик-тепе, Сары-тепе и так далее. Кстати говоря, в слове Тель-Авив «тель» - это тоже «тепе» - холм, спросите любого турка, подтвердит.
    Обратимся к словарям: «Тепе — тель в северной Иордании Тепе, или Тель (ср. тур. Tepe, ивр. ?? «тэль», холм, курган)». Мало того, «тепе» - не просто холм, говорят словари, а место, где когда-то проживали люди! «Тепе – холм из остатков древних строений и напластований культурного слоя Средней Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Индии и на Балканах. Тепе – холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тепе, тобе, тюбе и так далее)».
    То есть, под всеми этими холмами можно обнаружить следы человеческой цивилизации!
    Наиболее известное тепе последнего времени – Гёбекли-тепе храмовый комплекс в 55 километрах к северу от границы Турции с Сирией, буквально в шаге от территории недавних военных действий! Это самая древняя из крупнейших мегалитических построек на земном шаре, известная на сегодняшний день. Ориентировочно её создание датируется IX тысячелетием до нашей эры, то есть, её возраст сейчас превышает 12 000 лет. Храмовый комплекс состоит из концентрических окружностей, количество которых достигает 20.
    Многие из его колонн покрыты рельефами. Звери и птицы изображены настолько мастерски, что высочайшее умение древних художников не вызывает никаких сомнений в том, что же именно изображено. Обратите внимание на абсолютно реалистичное изображение кабана. А теперь посмотрите на птиц, изображённых чуть выше. Кого они напоминают? Это не утки, не гуси, не куры, не лебеди и не фламинго. Учитывая то, что художники нигде на других изображениях не отошли от реальности ни на йоту, могу твёрдо утверждать: перед нами изображение птиц, родственных вымершим маврикийским дронтам (или «додо»). Эти птицы не умели летать, питались фруктами, весили до 25 килограмм и имели рост до 1 метра. То есть, флора и фауна ныне весьма пустынных мест, когда-то 12 тысяч лет назад была совершенно иной.
    Учитывая то, что даже львы на Апшеронском полуострове в историческом отношении вымерли совсем недавно (в Х веке н.э.), вероятность того, что родственники птицы додо проживали в юго-восточной Турции 12 тысяч лет назад не кажется мне совсем уж нереальной.
    Если принять во внимание всё вышесказанное, то о возрасте начала создания книги «Китаби деде Коркуд» (азерб. Kitabi D?d? Qorqud, тур. Dede Korkut Kitab?) следует сделать следующее предположение: некоторые наиболее архаичные сюжетные линии огузского эпоса родились на заре человеческой цивилизации. Истоки Тепегёза – в Гёбекли-тепе!

    Дубла

     Опубликовано: 23-10-2017, 07:50  Комментариев: (0)
    Вчера, оказавшись в историко-этнографическом музее-заповеднике "Гала" неподалеку от Баку, я обратил внимание на одну из особенностей строения весьма распространенных в древние времена жилищ местного населения, поклонявшегося в древности богу солнца Митре. Солнцепоклонниками в домусульманские и дохристианские времена было большинство жителей Малой Азии и Кавказа, впрочем, и не только они. Праздник Нового года "Новруз", отмечавшийся в день весеннего равноденствия, был известен и повсеместно распространен на Востоке уже тогда. Так вот, в домах местных жителей не было печных труб в современном их понимании, а имелись сдвоенные дымоходы, именовавшиеся "дубла", над домашним очагом. По одному дымоходу выходил дым от очага, а через другой в помещение проникал свежий воздух. Кроме того, через оба дымохода ( они были достаточно широки для этого) помещения освещались. Никаких окон в таких жилищах не существовало. Дубла являлись и окнами, и дымоходами, и своеобразными "кондиционерами". Одним из интересных обычаев на Апшеронском полуострове был "гуршаг саллама" (опускание пояса через дымоход). Этот обычай впоследствии трансформировался в обычай "папаг атма". В дни празднования Новруза влюбленные молодые парни опускали свои пояса в дубла - дымоходы. На кончике пояса завязывали носовой платок. Девушка и ее родители сразу понимали намек. Если они были согласны, то платок развязывали и завязывали на запястье девушки. Если были не согласны с помолвкой молодых, то платок заполняли сладостями и сухофруктами с праздничного стола, привязывали к опущенному поясу и возвращали обратно. 
    Архиепископ Мир Ликийских святой Николай - чудотворец родился в городе Патара на территории, принадлежавшей в 3 веке нашей эры Римской империи. Его родители - Феофан и Нонна поклонялись Богу Солнца - Митре, как и большинство их земляков-ликийцев. Существует весьма распространенное мнение о том, что благодаря одной истории, случившейся с Николаем, возник обычай делать подарки на Новый Год. У этой легенды множество вариаций. Вот одна из них. В Патаре жил богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николай проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, для святого такое не составляет труда. Чтобы спасти девушек от бесчестья, святой подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж.
    Так гласит легенда. Но я хотел бы уточнить: никаких окон в нынешнем их понимании в домах малоазийцев в те времена не существовало. А была дубла, в которую, вероятней всего, Николай и опустил на поясе не платок жениха, а мешочек с золотом. Таким, на мой взгляд, мог быть фактический ход событий, послуживших основой для легенды...
    Кстати слово "дубла" напоминает русское слово "дупло" - отверстие в дереве. Возможно, первоначально подразумевалось, что дупло имеет два отверстия: вход и выход.
    Учитывая схожесть традиций можно предположить, что предки Николая вообще не были греками, а принадлежали к иным местным коренным народностям.
    И еще один момент, служащий косвенным подтверждением того, что Николай был святым. В легендах говорится, что он не слышал голоса Бога, но мысли Бога как будто пронизывали всё его тело и проникали в его сердце и душу напрямую. Это верно, ибо Бог не говорит на человеческих языках.
    Спрашивается: кому всё это надо? И надо ли вообще кому-нибудь?.. Попытаюсь ответить и на этот вопрос, который, признаюсь честно, сам задавал себе не раз и не два, как в процессе поисков, о которых пишу теперь, так и вво время написания этих вот строк…
    А зачем мы вообще живем? Что останется о нас после нас? Даже если не останется никакой памяти о нас, после нас, как это и было прежде нас самих: останутся дети, и дети их детей, и далее, далее, далее... Ведь сами мы появились лишь потому, что до нас жили люди. Мы - и есть память о том, что они были когда-то. Живая память, овеществленная в человечестве. Как писал Иван Ефремов, Вселенная создала нас для того, чтобы через нас осознать саму себя. Понять и запомнить. А понять и запомнить без любви и благодарности - невозможно. Хранить любовь в себе ко всему сущему, дарить ее друг другу и помнить о добре более всего остального - наша судьба.Воскрешая прошлое, сохраняя память о нём, мы сохраняем память и о себе, это – единственное наше наследство, которое не обесценится никогда.
    Облако воспоминаний приходит ночью, возникает из безмолвного небытия, прячется мелкой росой в траве забвения, окутывает сердца метелью снов, змеиной позёмкой скользит по артериям и венам, бередя сонную душу запахом тлеющего времени, подступая к горлу комом несбывшихся судорожных ожиданий.
    Возникают из былого и безмолвно рушатся вдали древние горы, напоминая бушующие волны неспокойного океана. Блуждающие огни незримых городов проносятся сквозь изумлённое тело. И давнее горластое счастье снова зовёт тебя в еле слышное детство…
    И нет тебя здесь. Ты – там, пока не покинуло твой дом облако воспоминаний, оставив лишь несколько дождливых росчерков на предутреннем оконном стекле.