Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Февраль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728 
    Февраль 2019 (3)
    Январь 2019 (1)
    Декабрь 2018 (4)
    Ноябрь 2018 (3)
    Октябрь 2018 (2)
    Сентябрь 2018 (3)

    Новости партнеров

    Полковник Квачков вышел на свободу
    Отставной полковник ГРУ Владимир Квачков во вторник вышел на свободу из мордовской колонии. Об этом сообщил его адвокат Андрей Виканов.Госдума займется расследованием фейковых новостей о своей работе
    Госдума собралась расследовать, откуда берутся фейковые новости о ее работе; об этом во вторник говорил спикер палаты Вячеслав Володин.Гигантские различия в доходах губят систему образования – эксперт
    Доходы ректоров вузов следует сравнивать не только между собой, но и с зарплатами преподавателей, и огромный разрыв между ними не только несправедлив, но и прямо вредит системе образования, отметил ...

    Реклама

  • Юрий Туйчиев "Сказание о Ключнике" (о сказках Эльдара Ахадова)

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 4-03-2012, 09:24  Комментариев: (5)

    Юрий Туйчиев
    Сказание о Ключнике (о сказках Эльдара Ахадова)

    Есть одна удивительная страна, о которой поют песни, складывают стихи, поэмы, снимают фильмы. О ней говорят, о ней мечтают и бредят все люди, все взрослые и дети на нашей планете. Все мы побывали в ней, и все мы мечтаем вернуться в нее. Там тоже творятся порой страшные вещи, которые существуют и здесь, в нашем мире, и там зло принимает самые разные виды; но в отличии от нашего мира зло там существенное, оно там материально и с ним можно сразиться в открытую. В том мире это делают постоянно, - там всегда есть герои, которые отстаивают добро, идеалы, любовь и поэтому там чудеса не прячутся по закоулкам, не хранятся в потаенных темницах храмов и монастырей, пересыпанные нафталином и побитые молью. Чудеса - для людей, и поэтому они должны быть у людей, а не храниться в подземельях. Это пусть зло там прячется! Но оно постоянно вырывается наружу и тогда люди встают на защиту своего мира, а не мечутся как угорелые по работам, чтобы заработать на кусок хлеба, оплатить все коммунальные услуги, да еще и отложить на старость. Там есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ, - в отличии от нашего мира. Именно поэтому мы всегда говорим об этой стране, вспоминаем с затаенной улыбкой и мечтаем в нее вернуться. Да почему страна? Это Вселенная, по которой теперь летают космические корабли и люди высаживаются на другие планеты! Это еще одно измерение, которое создали мы, люди, и оно гораздо лучше чем реальный мир, в котором мы живем.
    Да, вы правы, этот мир называется Фантазией. В нем, в отличии от реального мира люди знают, помнят, что все вокруг них живое. И камни, и трава, и деревья, и облака, и стараются не причинить им вреда. Это конечно не всегда возможно, но в этом мире мы только говорим, что планета живая, что она наша мать, но сами убиваем ее из прихоти, с наслаждением, но что еще страшнее, - с абсолютным равнодушием. И создаем новые «сказки», - о вампирах и зомби, о том ужасе, который скрывается в глубинах ада и который уже вырвался в на ш мир. И страшно представить, что теперь эти два мира соприкасаются во Вселенной, именуемой Фантазия. Вот вам два ключа, - равнодушие и доброта. Так какой вы выбираете?
    Но ключи не существуют сами по себе. Их выковывают из своих душ, тщательно шлифуют надеждами и трепетно хранят на груди, возле сердца. Или прячут за спиной, как кинжал, чтобы вонзит вам в спину, но чаще придают им самый безобидный вид, чтобы вы только прикоснулись к ним и заразились вирусами ненависти, гордыни, зависти. Чтобы зачерствели душой и покрылись коростой равнодушия. Но хватит о плохом, мы не забываем, что оно существует, но сегодня нам в другую дверь! Так пойдем, пойдем скорее и посмотрим, что там…
    Если есть ключ, то должен быть и ключник. Вообще-то их много, но они умеют воплощаться в одного человека. Может в Андерсона, может в Пушкина, может в братьев Грим и в тысячи других, - это зависит от той сказки, которую ты сейчас читаешь. Мы никогда не запоминаем их лиц, с тру дом помним их имена. Не потому что мы такие неблагодарные, а потому что они держат эту дверь для нас открытыми, а оттуда бьет лучами Сияющий мир. Он привлекает все наше внимание и, увы, оставляет их в тени. Мы не успеваем увидеть их… А жаль! Ведь быть ключником очень тяжело. Мы-то пройдем в сияющую дверь, а они будут стоять на входе и дальше, охраняя мир от черствости и равнодушия. А ведь самое главное для ключников – самим не заразиться этой гадостью, ведь двери в эти миры находятся рядом, к сожалению. И задача ключников ох как сложна! Держать двери открытыми для нас и не пускать туда зло. А для этого надо обладать особыми качествами, -Умом, Храбростью, но самое главное, - Любовью ко всему живому…Так давайте не будем сегодня спешить, остановимся и поговорим с ключником, заглянем ему в душу. Здравствуйте, Эльдар Ахадов!
    - Спасибо, что открыли и держите эту дверь специально для нас. Это наверно очень тяжело? (Ваш ответ, Эльдар. Пишите, что считаете нужным, но коротко) )))
    - Вам нравится эта должность и сами ли вы выбрали ее или вас назначили? (Ответ. Можете сами задать себе ответы от моего имени, порой так хочется, чтобы задали нужный вопрос!)
    - Расскажите нам о себе, если не трудно (…..)
    Впрочем лучше всего о человеке говорят его сказки, его стихи, и то, что ключник не расскажет сам, расскажут они. Сказки уводят нас то на опушку, то в овражек, в поле или в моря; стучатся в двери ко всевозможным зверюшкам и людям, и везде нас принимают с удивительной добротой, которую невозможно описать, и в этом весь секрет. Каков ключник, таков и будет мир. Его мир наполнен любовью, добротой и добродушием настолько щедро, что даже не верится, что такое еще может быть. Что такое вообще существует. И поэтому трудно задать себе очень важный вопрос: только ли доброта и любовь бьет в нем как мощный и животворный родник? Вернее сами ли по себе они существуют, и только потому, что Эльдар вот такой? Вот это наверно и самое главное, ключ к с амому ключнику. Без заданного направления эти качества всего лишь светлячки, кружащие на одном месте. Дар и талант всегда должен вести, - к Свету, к Богу, освещать и согревать души. Этот мир сотворил Творец и дал нам ключников, чтобы они хранили и открывали двери к Нему. Чтобы мы не просто бродили по этому миру как туристы, а понимали, кто мы, зачем мы здесь, и куда нам идти. И поэтому совсем в небольшой сказке вдруг открывается огромный и Сияющий мир, данный нам Богом и описанный Ключником, а все для того, чтобы указать пути к ключам. Да, да, к Богу нет простой дороги. Это путь, на котором множество преград и дверей, и ключи к ним разбросаны по сказкам и сказам, ибо главный ключ к Богу – это сама душа. Наши души. А чтобы заглянут туда, и существуют Ключники, которые дадут нам подсказку, как правильно открыть ее. Например, вот в такой совсем не страшной сказке:
    НЕ СТРАШНАЯ СКАЗКА
    «В одной крохотной скромной стране появился на свет могучий непобедимый завоеватель. Сначала он был тихим и нерешительным мальчиком , которого часто дразнили и обижали соседские балбесы. Он никому не жаловался, даже папе-королю и маме-королеве, потому что жаловаться стыдно. Но – обо всём помнил и никаких дразнилок не забывал.
    «Не прощу!» - думал мальчик, - «Вот вырасту и всех накажу, всем докажу, всё покорю!» Вот как ему было обидно за свой позор. И однажды он вырос. Папа передал ему правление маленькой страной, вышел на пенсию и уехал отдыхать на курорт вместе с мамой. Они всегда вместе ездили.
    Решил, было, молодой король обидчиков строго наказать. А нельзя. Все обидчики в его же армии служат. Попробуй - обидь: без армии останешься. Вот тогда он и придумал стать настоящим завоевателем и напасть на соседнюю страну. Очень хитрый план: если его армия победит, то все будут его бояться. А если армию разгромят, то все его обидчики погибнут в сражении, а он будет как будто бы ни при чём.
    И отправил он армию в военный поход. А сам сидит дома и ждёт что будет. Армия походила-походила и назад пришла. Что такое? Почему? Говорят: никто нас не боится, все выгоняют обратно, их много – нас мало, воевать - смысла нет.
    Загоревал будущий великий завоеватель, позвал к себе разных мудрецов, магов, чародеев и астрологов. «Стыд и позор!» - кричит, ножками топает, - « что делать будем?»
    Тут и посоветовал ему один не очень умный маг-чародей-волшебник побольше страху на соседей нагнать. «Тогда,» - говорит, - «их царства-государства голыми руками можно будет взять. Все сами сдадутся.»
    - Так, где ж я вам столько страху наберу?
    - А мы тебе его наколдуем, не бесплатно, конечно, половина добычи наша будет.
    Куда деваться? Согласился будущий грозный повелитель.
    Всю ночь маги-чародеи работали, варили снадобья в огромных чанах, читали заклинания, слуг отправляли то за корешками, то за порошками. К утру получилось четыре бочки страха и полмешка чистого ужаса. Ужас приберечь решили, в подвал отнесли, а по бочке страха развезли на все четыре стороны и вылили прямо на дорогу на границах королевства.
    Ожили четыре страха, поднялись с дороги: мокрые, волосы дыбом, зубы стучат, глаза велики. И пошли они на соседские страны нападать.
    А люди в соседских странах по домам сидят, чай пьют, завтракают: утро же на дворе! Вдруг чувствуют: вроде страхи на них напасть пытаются. Худые, огромные, глаза как тележные колеса. Подвывают так противно. Вышли люди из домов: поглядеть что там такое. Смотрят: то ли чучела огородные, то ли циркачи ряженые по полю носятся, коров пугают.
    - Эй, ребята, вы чьи? Откуда пришли? Куда путь держите?
    - Мы – ваши страхи! Заберите нас к себе!
    - С чего бы это вы – наши? Не знаем мы вас, и знать не хотим! Идите - откуда пришли, а то коров напугаете, молока меньше станет. А если молока меньше станет, то и вам, ребятишки, не поздоровится! Ну-ка, быстро – назад поворачивайте! Понятно?
    Сообразили страхи, что им здесь делать нечего и повернули назад. Надо же хоть на кого-то напасть для отчета, если от этих соседей нет никакого толка.
    Напали они на родное королевство. Первой армия перепугалась и дала стрекача. Потом маги-кудесники переполошились: кругом страшно, прятаться надо. Попрятались кто куда. Скрючились по укромным местам и дрожат от страха. Понимают, что переборщили, не нужно было столько кореньев и порошков тратить на такое гиблое дело. А теперь вот – поздно уже.
    Совсем страхи распоясались, к самому завоевателю молодому подбираться начали. Метался он по дворцу, как заяц. Куда ни спрячется: всюду ему кажется, что это место для прятанья – самое неудачное. Выскочит из-за шторы и под стол лезет или под кровать. Совсем издергался, в подполе решил схорониться. Спустился, крышку над собой крепко-накрепко закрыл и для надежности в мешок полез.
    Забыл, совсем забыл, что в мешке находится. Там же – весь самый отборный, самый дикий – тихий ужас! Целых полмешка!
    Ужас, когда на него кто-то сверху свалился, тут же просн улся и принялся за дело.
    Маги, чародеи, воины, придворные, слуги и служанки, даже соседние государства – все на свете – услышали такой ужасный крик из подполья, что сразу догадались кто именно так нехорошо кричит. Страхи с перепугу тут же сами улетучились. Потом крышку подпола, как пушинку ветром, сорвало.
    Первым оттуда выскочил ужас со словами «кажется, я переборщил» и тут же убежал. Потом выбрался и тот, кто ещё недавно очень хотел быть великим завоевателем. Чувствовал он себя ужасно, потому что ему было ужасно стыдно за себя перед всеми. И в первую очередь перед самим собой.
    Больше ему никогда никого не хотелось обижать. Он правил своей маленькой страной долго, мудро и справедливо. И был самым-самым добрым королем на свете. Всех прощал. И самым бесстрашным. Всех защищал. Кто видел - все так говорят.»

    Вот такая совсем не страшная сказка. Интересная? Это вам решать. Это Глубокая сказка. Радует и выражениями вроде : "четыре бочки страха и полмешка чистого ужаса", что придает философской притче изящество и смех; и в тоже время заставляет задуматься. Все что творит человек, - все и возвращается к нему. Маленькая мораль короткой сказки? Или все философское понимание человеческой жизни, сущности, смысла, накопленное тысячелетиями и выраженное в нескольких строках? Иисус не мог не говорить притчами, - глубочайший смысл можно постигнуть только в образном описании ибо прямое обращение к человеку - ты такой и сякой, вызовет отторжение; но возможность показать образ, который можно "примерить" на себя, сравнить с собой, - является самым лучшим способом постижения истин. Сказка никогда не писалась забавы и смеха ради, ибо она бы исчезала сразу после рождения, - посмеялись и забыли. Сказки, это сборник нормативов человеческого поведения, свод законов гораздо более существенных, чем процессуальные, ибо сказки прослеживают причинно-следственные связи, в отличии от уголовных, которые карают за следствия и никогда не смогут изменить причин. И только Сказка способна показать причины поведения того или иного человека, его заблуждения, его страхи, которые обязательно вернутся к нему самому. Только сказка может уберечь человека от глупых и ненужных поступков, если человек понимает и принимает эти нормативы. Закон Кармы невозможно отменить, но его можно и нужно постигать. Для этого и пишутся сказки. В этом талант Эльдара Ахадова: не растягивая сюжет, не заставляя любоваться самой сказкой, вернее стилем ее написания и восхвалять автора за ЭТОТ талант, он открывает суть древнейшей философии. Вроде легко и просто....
    О, простите за сложность изложения, это Эльдар заставил меня найти свой ключик и вывел вот к таким размышлениям. И каждого он выводит к своему пониманию главного вопроса, - а зачем мы живем? Каждому он даст свой ключик, - к своей душе. И очень хотелось бы, чтобы его сказки читались всем детям на Земле, чтобы в них заложилось само понятие «Душа» и тогда им проще будет уви деть эти волшебные двери и однажды войти в них…..
    Ну вот, так хотелось поговорить о ключнике, а все равно ушел в его двери. Так какой он, Ключник? Не знаю. Наверно такой же как и мы. Грустит, и смеется, огорчается и радуется, как и мы все. Наверно иногда и плачет, как и мы, молча и без слез. Но главное другое: он никогда не забывает о своем призвании - держать эти двери постоянно открытыми, чтобы все мы не прошли мимо, не забрели случайно в другие двери, выйти из которых ох как не просто! Чтобы мы имели возможность побывать в мире Фантазий, заряжаясь его добродушием, и увидели этот мир его глазами. В этом мире нет боевых сюжетов и потрясающих приключений, да они и не нужны. Любовь к живому не нуждается в триллерах, она просто есть, как кровь в венах и это делает жизнь такой насыщенной, - даже в одном слове, в одном действии! В одном взгляде. А сам Ключник, - что ж, он всегда в тени….
    Но задумываясь о глубоком смысле, начинаешь видеть и гораздо большую часть полотна, сотканную Богом из Вселенной, звезд, из ангелов и людей и их сказок, но самое главное, - сотканную из Него самого. Человек живет, и мог бы быть вполне доволен собой, но его вечно тянет ввысь, к постижению этого полотна, ибо для того чтобы даже просто любоваться им, нужно понимать большую часть замысла Творца. И вдруг в небольшой сказке открывается смысл одного, а за ним еще одного и так до бесконечности. К человеку возвращается все, содеянное им. Правильное и неправильное, добро и зло. И кажется, что Творец наблюдает за этим законом Кармы откуда-то сверху, корректируя его с помощью своих помощников, ангелов. То есть он выше этого закона и человеку кажется, что и он тоже может путем постижения, отвержения земного, очищения себя, взойти по этой небесной лествице туда, к Богу, к его трону, и стать выше законов Кармы. Но так ли это?
    Зачем ты сотворил человека? - взроптали некоторые ангелы. Все было так чудесно, - была спиральная лестница, по которой мы должны были подняться до твоих высот, все было ясно и понятно. Но зачем ты сотворил это ничтожное, трусливое, вечно хнычущее существо, которое молит о милости, но жаждет примитивных удовольствий? Зачем это существо, полное противоречий, которое наводнит теперь весь мир своими страхами? Но главный вопрос, - ЗАЧЕМ ТЫ НАС ПОДЧИНИЛ СЛУЖЕНИЮ ЭТОМУ СУЩЕСТВУ? - не прозвучал. Самое главное никогда не озвучивается, не выставляется на обозрение. И тем не менее именно этот вопрос сквозил в наводящих вопросах ангелов. Ибо ангелы не хотели, чтобы их подпирали снизу в этом бесконечном подъеме к Вершине.
    Что такое круговорот воды в природе? Что будет, если вся вода будет устремляться только вверх и не будет проливаться вниз? На что будет похожа Земля? Голые скалы и пустыни, которые разрезают русла рек и только вдоль русел существует жизнь. Что будет, если вы будете только взбираться в высь к Вершине, к Творцу? Может и можно взойти, но увидите только пустой трон, выстроенный вашими фантазиями. Ибо трона нет и восседающего там Премудрого Старца тоже нет. ИБО БОГ ЭТО САМОЕ НИЖНЕЕ В ЭТОМ КРУГОВОРОТЕ, ОН отдал себя служению нижнему звену, человеку, замыкая цепочку. Поэтому КОЛОВРАТ и является символом Божественной Сути, образом вечного движения в постижении. Нет "оматериаленных" дворцов и тронов, где восседает Мудрый Бог, окруженный Ангелами и Пророками, - эти христианские церковные заблуждения трещат по швам. Нет Вершины с Высшим смыслом постижения; Высший Смысл Бога - отдать себя служению низшему звену. Пусть молекуле воды и не хочется быть то водой, то газом, то льдинкой, - закон движения от этого не изменится. Пусть человеку и не хочется быть в Коловрате; достигнув верхней точки опускаться вниз, становясь опять самым нижним, - этот Закон не отменит никто, даже сам Бог....
    Человеческие страхи заводят человека в лабиринты собственных Кармических петель. Ненависть слепит, гордыня подталкивает, страх ускоряет движение в лабиринте, но только смысла в этой беготне нет. Вот такая ма-а-а-аленькая сказка, но с таким глубоким смыслом, которую написал Эльдар Ахадов.
    Волшебные страны.
    Было бы замечательно снять мультфильм по этой сказке. Он вошел бы в золотую коллекцию советского времени, наряду с мультфильмом про улыбку и другими чудесными произведениями того времени. Эта, как и другие сказки Ахадова продолжают спираль незлобливой логики мышления, от которой мы отказались в угоду агрессии и ненависти. Как жаль, что не будет времени впоследствии исследовать творчество автора, писать рецензии, размышлять об этой всепоглощающей любви ко всему живому. И приходится делать это сейчас, что может показаться обыкновенной лестью. Недаром творчество исследуются всесторонне и полностью только по прошествии времени, и увы, после смерти гениев и авторов. Так что это, движение по инерции, ностальгия по прошлому? Нет, не думаю. Ведь автора окружает не только поддержка любящих его творчество людей, но и эта кислотно-выедающая атмосфера неприязни, которую мы чувствуем все. Не озлобиться в ответ, не впасть в пессимизм, в уныние, - великий подвиг для нашего времени. Но продолжать нести Свет, сохранить в себе детскую чистоту восприятия, видеть всю радость бытия в самом незамысловатом, - это уже высшее чудо! Которым Эльдар продолжает делиться щедро и ежедневно, неся улыбку из прошлого всем нам без исключения, как память о силе доброты, любви; память, которую мы утрачиваем в битвах за выживание нынешнего времени. Спасибо, Эльдар, за то что не даешь нам превратиться в озверевшее стадо и во всяком случае даешь альтернативу выбора: озлобляться на националистических сайтах или заряжаться этой любовью ко всему сущему.






    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    #1
    Написал: natalya_lyahovskaya (4 марта 2012 11:33)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 26.11.2011  
    О творчестве Э.Ахадова отличный отзыв!!!!Я полностью поддерживаю все высказывания Юрия Туйчиева.Только сказки Эльдара-добрые и мудрые-должны войти в Золотую коллекцию,но не советского,а нашего времени,ведь Э.Ахадов-сын своего времени.Ничего не имею против советской коллекции,но не будем же мы сказки Андерсена тоже приравнивать к советской коллекции.А в наше такое нестабильное и сложное время"родились"сказки Эльдара-зто вызов нашему времени!!!Ничто не приходит случайно в этот Мир,всему свое время.И я счастлива соприкасаться близко с творчеством этого замечательного Сказочника и просто чудесного Человека!


    #2
    Написал: Gleb Falaleyev (4 марта 2012 12:35)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 22.12.2010  
    Прекрасная аннотация к сказочному творчеству Эльдара АХАДОВА! Думаю, Эльдар, что твои сказки все же явление действительно мирового масштаба (не просто так автор статьи вспомнил об АндерсЕне, Пушкине и о братьях ГримМ). Сказки у тебя добрые, волшебные и поучительные. Пиши их, твори их, распространяй их. И они - переживут всех нас, а, читая их, люди всегда будут с благодарностью вспоминать твое имя!


    #3
    Написал: Родос (4 марта 2012 12:58)
    Группа: Посетители,   Регистрация: 9.12.2011  
    Эльдар, извини, я тебя и твоё творчество уважаю, но так пространно писать о тебе, я бы не решился.
    Заканчивая читать, я забыл начало повествования.


    #4
    Написал: natalya_lyahovskaya (4 марта 2012 15:03)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 26.11.2011  
    О,прошу Вас, без сарказма!!!!!!!!!! Неужели пространный такой отзыв заслуживают только после смерти? Отзыв отличный и,забыв начало,вернитесь и перечитайте,если интересно!Возможно,просто Вы не на той волне сегодня-такое бывает...Я иногда тоже не воспринимаю написанную информацию.Но в данный момент все предельно ясно и правильно(для меня). winked


    #5
    Написал: llvivolga (4 марта 2012 19:29)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 16.12.2010  
    Спасибо Юрию Туйчиеву за добрые слова о творчестве Ахадова.Вы выразили мнение многих почитателей его творчества . Спасибо и самому ключнику за сохранение ключей добра , веры и любви.


    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.